созидательную, о чем я только что говорил. Они разрушают древнюю
цивилизацию, так как губят душу народа, который ею обладал. Они допускают
создание новой цивилизации, так как старые психологические признаки
пришедших в столкновение рас уничтожены и так как под влиянием новых условий
существования могут в скором времени образоваться новые признаки.
Только на расах, находящихся в периоде образования, унаследованные
черты которых разрушаются противоположными действиями наследственности,
обнаруживается влияние последнего из упомянутых в настоящей главе факторов
-- среды. Очень слабое в своем воздействии на древние расы, оно влияет очень
сильно на новые. Скрещивания, уничтожая психологические признаки,
унаследованные от предков, создали своего рода tabula rasa, на которой
действие среды, продолжающееся в течение веков, в конце концов создает и
постепенно укрепляет новые психологические признаки. Тогда и только тогда
можно считать образование новой исторической расы завершившимися. Так
создалась французская раса.
Отсюда ясно, что влияние среды, как физической так и моральной, или
очень велико, или, напротив, очень сла-бо, смотря по обстоятельствам, и этим
можно себе объяснить, почему относительно их влияния высказываются самые
противоречивые мнения. Мы только что видели, что это влияние очень велико на
расы, находящиеся в периоде образования; но если рассматривать древние расы,
прочно установленные с давних пор наследственностью, то можно сказать, что
влияние среды, напротив, почти сводится к нулю.
Относительно моральной среды: мы имеем доказательство ничтожности ее
действия в полном бессилии наших западных цивилизаций оказать влияние на
народы Востока, даже когда они соприкасались с ними в течение многих
поколений, как это наблюдается на китайцах, живущих в Соединенных Штатах.
Для физической среды мы можем констатировать слабость ее власти из
трудностей акклиматизации. Перенесенная в новую среду, совершенно отличную
от прежней, древняя раса -- все равно, идет ли речь о человеке, животном или
растении -- скорее гибнет, чем изменяется. Последовательно завоевываемый
десятью различными народами, Египет был всегда их могилой. Ни один из них не
мог там акклиматизироваться. Греки, римляне, персы, арабы, турки и т.д.
никогда не оставляли там следов своей крови. Единственный тип, который там
можно встретить, это тот же неизменный феллах с чертами, верно
воспроизводящими те, которые вырезали египетские художники семь тысяч лет
тому назад на гробницах и дворцах фараонов.
Большинство исторических народов Европы находится еще в периоде
образования, и этот факт очень важен для понимания их истории. Один только
современный англичанин представляет собой почти совершенно определившуюся
расу. В нем древний бретонец, англосакс и нормандец слились, чтобы
образовать новый, очень однородный тип. Во Франции, напротив, провансалец
совершенно отличен от бретонца, овернца и нормандца. Однако если еще не
существует типа среднего француза, то, по крайней мере, существуют средние
типы известных областей. Эти типы, к несчастью, еще слишком разнятся идеями
и характером. Поэтому трудно найти учреждения, которые могли бы быть
одинаково пригодны для них всех. Их глубокие различия в чувствах и
верованиях и вытекающие отсюда политические перевороты держатся главным
образом на различиях в душевном складе, которые сумеет, может быть,
изгладить будущее.
Так бывало всегда, когда стечение обстоятельств заставляло различные
расы жить совместно на одной территории. Раздоры и междоусобные войны всегда
отличались тем большей интенсивностью, чем различнее были соприкасавшиеся
между собой расы. Когда они слишком несходны между собой, становится
совершенно невозможным заставить их жить под одними учреждениями и одними
законами. История больших империй, образованных из различных рас, всегда
|