для того, чтобы показать полную бесполезность подобных попыток.
Как бы ни были кратки и мало развиты предыдущие примеры, они вполне
достаточны для того, чтобы показать, каким глубоким изменениям подвергаются
элементы цивилизации у народов, их заимствующих. Заимствование кажется часто
значительным, потому что по названию оно бывает иногда очень рельефно; но
усвоение его является всегда в действительности очень ничтожным. С веками,
благодаря медленнойработе поколений и вследствие постепенных прибавлений,
заимствованный элемент сильно отличается от своего первоначального
прототипа. С этими постепенными изменениями история, интересующаяся главным
образом внешностью, вовсе не считается, и когда она нам говорит, например,
что какойнибудь народ принял новую религию, то мы сейчас же представляем
себе не те верования, какие в действительности были им приняты, но именно ту
религию, какая нам известна в настоящее время. Нужно глубоко изучить эти
медленные приспособления, чтобы хорошо понять их генезис и уловить различия,
отделяющие слова от сущностей.
Итак, история цивилизации состоит из медленных приспособлений, из
ничтожных постепенных изменений. Если они нам кажутся внезапными и
значительными, то потому, что мы, как в геологии, пропускаем промежуточные
фазы и рассматриваем только крайние.
В действительности как бы ни был развит и одарен какой-нибудь народ,
его способность усваивать тот или другой новый элемент цивилизации всегда
очень ограничена. Мозговые клеточки не могут усвоить себе в день то, на
создание чего потребовались века, и что было приспособлено к чувствам и
потребностям совершенно различных организмов. Одни только медленные
наследственные приобретения допускают возможность подобных ассимиляций.
Когда мы перейдем к изучению эволюции искусства у наиболее развитого из
народов древности, у греков, то увидим, что ему нужно было много веков для
того, чтобы выйти из грубых подражаний ассирийским и египетским образцам и
последовательными этапами дойти до шедевров, которым еще поныне удивляется
человечество.
И однако все народы, следовавшие друг за другом в истории, исключая
некоторые первобытные народы, каковы египтяне и халдеи, только и делали, что
усваивали себе элементы цивилизации, составлявшие наследие прошлого, изменяя
их сообразно своему душевному складу. Развитие цивилизаций совершалось бы
несравненно медленнее, и история различных народов была бы только вечным
повторением, если бы они не могли воспользоваться материалами, выработанными
до них. Цивилизации, созданные 7 или 8 тысяч лет тому назад жителями Египта
и Халдеи, образовали источник материалов, куда поочередно приходили черпать
все нации. Греческое искусство родилось из искусства, созданного на берегах
Тигра и Нила. Из греческого стиля получился римский, который в свою очередь,
смешанный с восточными влияниями, дал начало последовательно византийскому,
романскому и готическому стилям, разнообразящимся в зависимости от гения и
возраста народов, у ко- -- торых они возникли, но имеющим общее
происхождение.
То, что мы сейчас сказали об искусстве, приложимо ко всем элементам
цивилизации, учреждениям, языкам и верованиям. Европейские языки происходят
от одного языка-праотца, на котором некогда говорили жители центрального
плоскогорья Азии. Наше право -- детище римского права, которое в свою
очередь родилось от предшествовавших прав. Сами наши науки не были бы тем,
что они представляют собой теперь, без медленной работы веков. Великие
основатели современной астрономии: Коперник, Кеплер, Ньютон находятся в
связи с Птолемеем, сочинения которого служили учебными руководствами вплоть
до XV века; Птолемей же примыкает чрез Александрийскую школу к египтянам и
халдеям. Мы видим, таким образом, несмотря на страшные пробелы, которыми
полна история цивилизации, медленную эволюцию наших знаний, заставляющую нас
|