Navigation bar
  Print document Start Previous page
 4 of 144 
Next page End  

Первый отдел. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА РАС
Глава первая. ДУША РАС
     Как  натуралисты  классифицируют  виды. --  Приложение  к  человеку  их
методов.  -- Слабая  сторона современных классификаций человеческих рас.  --
Основания психологической классификации. --  Средние типы  рас. -- До  какой
степени  позволяет  их  установить наблюдение.  -- Психологические  факторы,
определяющие  средний  тип  расы.  --  Влияние  предков  и  непосредственных
родителей.   --  Общее   психологическое   достояние,   каким  обладают  все
индивидуумы  известной  расы.  --  Громадное влияние  умерших  поколений  на
современные. -- Математические основания этого влияния. --  Как коллективная
душа распространяется от семьи на деревню, город, провинцию. -- Преимущества
и  опасности, вытекающие из образования города, как обособленного целого. --
Обстоятельства, при  которых  образование  коллективной души невозможно.  --
Пример Италии. -- Как естественные расы уступили место историческим расам.
     Натуралисты   основывают  свою   классификацию  видов   на  присутствии
известных анатомических особенностей,  воспроизводимых  наследственностью  с
правильностью  и   постоянством.  Мы  теперь  знаем,   что  эти  особенности
изменяются   наследственным  накоплением  незаметных   изменений;   но  если
рассматривать только краткий период исторических времен, то  можно  сказать,
что виды неизменны.
     В   приложении  к   человеку  методы  классификации  натуралистов  дали
возможность  установить   известное   число   совершенно   отличных   типов.
Основываясь на чисто  анатомических признаках, таких, как цвет кожи, форма и
емкость черепа, стало возможным установить, что человеческий  род состоит из
многих совершенно отличных видов и  вероятно очень различного происхождения.
Для ученых, относящихся с благоговением к мифологическим традициям, эти виды
суть не более, чем расы. Но, как основательно сказал кто-то, "если-бы негр и
кавказец были улитками, то все  зоологи  единогласно утверждали бы,  что они
составляют различные  виды, которые никогда не  могли происходить от одной и
той же пары, от которой они постепенно отдалялись".
     Эти  анатомические особенности,  по крайней  мере, те  из  них, которые
имеют отношение к  нашему  анализу,  допускают только  общие, очень  грубые,
подразделения.  Их   различия   появляются  только  у   человеческих  видов,
совершенно отличных друг от  друга, например,  у  белых, негров и желтых. Но
народы,  очень похожие  по  своему  внешнему  виду,  могут сильно отличаться
своими  способами  чувствовать   и  действовать,  и,  следовательно,  своими
цивилизациями,   своими  верованиями  и  своими  искусствами.  Возможно   ли
соединить в одну группу испанца, англичанина и араба? Не бросаются ли всем в
глаза существующие между ними психические различия  и не читаются ли они  на
каждой странице их истории?
     За  недостатком   анатомических  особенностей  хотели   опереться   для
классификации  известных народов  на различные элементы,  такие, как  языки,
верования   и   политические  учреждения;   но   подобные  классификации  не
выдерживают серьезной  критики. При случае  мы покажем,  что  многие  народы
сумели  ассимилироваться, преобразовав  чужие языки,  верования и учреждения
настолько, чтобы они могли согласоваться с их душевным складом.
     Основания  для  классификации, которых  не могут дать анатомия,  языки,
среда,   политические   группировки,  даются   нам   психологией.  Последняя
показывает,  что  позади  учреждений,   искусств,   верований,  политических
переворотов  каждого народа находятся известные моральные и интеллектуальные
особенности,  из которых  вытекает его эволюция. Эти-то особенности в  своей
Hosted by uCoz