верованиями, учреждениями и искусством; какой бы элемент цивилизации мы ни
изучали, мы всегда найдем ее в нем. Она -- единственная сила, которой
никакая другая не может превозмочь. Она представляет собой тяжесть тысяч
поколений, синтез их мысли.
* Отдел третий. КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ РАС
Глава 1. РОЛЬ ИДЕЙ В РАЗВИТИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Руководящих идей в каждой цивилизации всегда бывает очень немного. --
Крайняя медленность их возникновения и исчезновения. -- Идеи влияют на
поведение только после того, как преобразовались в чувства. -- Они участвуют
тогда в образовании характера. -- Благодаря медленности развития идей,
цивилизации обладают известной устойчивостью. -- Как устанавливаются идеи.
-- Действие рассуждений на массы совершенно ничтожно. -- Влияние утверждения
и престижа. -- Роль убежденных и апостолов. -- Искажение, испытываемое
идеями, когда они спускаются в массы. -- Общепринятая идея действует скоро
на все элементы цивилизации. -- Благодаря общности идей люди каждого века
имеют известный запас средних понятий, который делает их очень сходными в их
мыслях ив их делах. -- Иго обычая и общественного мнения. -- Оно уменьшается
только в критические эпохи истории, когда старые идеи потеряли свое влияние
и еще не заменены новыми.-- Эта критическая эпоха -- единственная, когда
оспаривание мнений может быть терпимо. -- Догматы держатся только под
условием отсутствия критики. -- Народы не могут изменить своих идей и своих
догматов, не будучи тотчас же вынуждаемы переменить свою цивилизацию.
Показав, что психологические черты рас обладают большой устойчивостью и
что из этих черт вытекает история народов, мы прибавили, что психологические
элементы могли, подобно анатомическим, под конец преобразоваться медленными
наследственными накоплениями. Большей частью от этих изменений зависит
развитие цивилизации.
Факторы, способные вызывать психологические перемены, весьма
разнообразны. К числу их относятся: потребности, борьба за существование,
действие известной среды, успехи знаний и промышленности, воспитание,
верования и проч. Я посвятил их изучению уже целый том и не буду трактовать
теперь об этом предмете подробно, а возвращаюсь к нему лишь с тем, чтобы
показать механизм их действия, которому и будут посвящены настоящая и
следующие главы.
Изучение различных цивилизаций, следовавших друг за другом от начала
мира, показывает, что руководящая роль в их развитии всегда принадлежала
очень незначительному числу основных идей. Если бы история народов сводилась
к истории их идей, то она никогда бы не была очень длинной. Когда
какая-нибудь цивилизация успела создать в век или в два основные идеи в
области искусств, наук, литературы и философии, то можно рассматривать ее
как исключительно блестящую.
Нам уже известно, что ход какой-нибудь цивилизации вытекает главным
образом из характера, т.е. из наследственных чувств народа, у которого эта
цивилизация проявилась. Мы видели также, что эти наследственные чувства
имеют большую прочность, но что они могут под конец измениться под влиянием
различных факторов. В ряду между этими факторами последними следует
поставить влияние идей.
Но идеи могут оказать настоящее действие на душу народов только когда
они, после очень медленной выработки, спустились из подвижных сфер мысли в
ту устойчивую и бессознательную область чувств, где вырабатываются мотивы
|