человечества, никогда не обладали качествами характера, необходимыми для
основания религии или для завоевания империи, т.е. для заметного изменения
внешнего вида истории. Мыслитель слишком ясно видит сложность проблем, чтобы
он мог иметь когдалибо очень глубокие убеждения, и слишком мало политических
целей кажутся ему достойными его усилий, чтобы он мог преследовать хоть одну
из них. Изобретатели могут изменить внешний вид цивилизации; фанатики с
ограниченным умом, но с энергичным характером и с сильными страстями одни
только могут основывать религии, империи и поднимать массы.
По призыву какого-то Петра Пустынника миллионы людей устремились на
Восток; слава человека, страдавшего галлюцинациями, как Магомет, создала
силу, необходимую для того, чтобы восторжествовать над старым греко-римским
миром; какой-то неизвестный монах Лютер предал Европу огню и крови. Не среди
масс может найти лишь слабый отклик голос какого-нибудь Галилея или Ньютона.
Гениальные изобретатели ускоряют ход цивилизации. Фанатики и страдающие
галлюцинациями творят историю.
Из чего в действиггельности состоит история, по крайней мере та, с
которой мы знакомимся по книгам, как не из длинного повествования о той
борьбе, какую приходилось вынести человеку для того, чтобы создать идеал,
поклоняться ему, а затем его уничтожить? Но разве перед чистой наукой
подобные идеалы имеют большую цену, чем пустые миражи, образуемые светом на
подвижных песках пустыни?
Однако некоторые страдавшие галлюцинациями знаменитые творцы подобных
миражей наиболее глубоко преобразовали мир. Из глубины своих могил они гнут
еще душу масс под иго своих мыслей. Не будем упускать важности их роли, но
не станем, вместе с тем, забывать, что предпринятый ими труд они успели
совершить только потому что бессознательно воплотили в себе и выразили
господствующий идеал своей расы и своего времени. Нельзя быть вождем народа,
не воплощая его мечтаний. Моисей олицетворял собой в глазах евреев жажду
освобождения, которая таилась годами в их душах рабов, истерзанных
египетскими бичами. Будда сумел понять бесконечные бедствия своего времени и
выразить в религии потребность любви и жалости, которые в эпохи всеобщего
страдания начинали проявляться в мире. Магомет осуществил объединением
религии политическое объединение народа, разделенного на тысячи враждебных
племен. Артиллерист Наполеон воплотил идеал военной славы, блеска и
революционной пропаганды, составлявших тогда основные черты народа, который
он в продолжение пятнадцати лет водил чрез всю Европу, преследуя самые
безумные приключения.
В конце концов идеи, а следовательно, и те люди, которые их воплощают и
распространяют, руководят миром. Их торжество обеспечено с того момента, как
они имеют в числе своих защитников страдающих галлюцинациями и убежденных.
Для силы их действия мало имеет значения истинны ли они или ложны. История
нам даже показывает, что наиболее нелепые идеи всегда сильнее фанатизировали
людей и играли наиболее важную роль. Во имя самых обманчивых химер мир до
сих пор подвергался сильнейшим потрясениям: цивилизации, казавшиеся вечными,
рушились и основывались другие. Земля принадлежит нищим духом, но под тем
условием, чтобы они обладали слепой верой, двигающей горы. Философы,
посвящающие часто века на уничтожение того, что люди глубокого убеждения
иногда создают в один день, должны преклониться пред ними. Убежденные как бы
участвуют в тех скрытых силах, которые управляют миром. Они вызвали наиболее
важные события, записанные историей.
Несомненно, фанатики распространяли только иллюзии, но этими иллюзиями,
одновременно страшными, обольстительными и пустыми до сих пор жило
человечество и, без сомнения, будет продолжать еще жить. Это только тени,
однако, их следует уважать. Благодаря им наши отцы узнали надежду, и в своей
героической и безумной погоне за этими тенями вывели нас из первобытного
|