наблюдается всюду, даже там, где дело касается данных физики. С точки зрения
абсолютной истины, куб и круг представляют собой неизменные геометрические
фигуры, строго определяемые известными формулами. Но для нашего глаза фигуры
эти могут принимать самые разнообразные формы. Так, перспектива может
превратить куб в пирамиду или квадрат, круг -- в эллипс или даже в прямую
линию, и эти фиктивные формы для нас гораздо важнее, нежели реальные, так
как мы видим только их, и фотография или живопись могут воспроизводить
только эти формы. Нереальное в некоторых случаях бывает даже правдивее
реального. Представлять предметы лишь в их точных геометрических формах было
бы искажением природы и сделало бы ее неузнаваемой. Представим себе такой
мир, обитатели которого могли бы лишь фотографировать и срисовывать
различные предметы, не имея возможности к ним прикасаться; этим обитателям
было бы очень трудно составить себе верное понятие об их форме. Впрочем,
знание этой формы, доступное лишь небольшому числу ученых, не представило бы
для них особенного интереса.
Философ, изучающий социальные явления, должен всегда помнить, что рядом
с теоретическим значением они имеют еще и практическую ценность, и с точки
зрения эволюции цивилизаций, эта последняя -- единственная, представляющая
некоторое значение. Такая точка зрения должна сделать его очень осторожным в
тех выводах, которые, по-видимому, внушаются ему логикой. Но и другие мотивы
также заставляют его быть сдержанным в своих заключениях. Сложность
социальных фактов такова, что их нельзя обнять все сразу и невозможно
предвидеть результаты их взаимного влияния. Кроме того, за видимыми фактами
весьма часто скрываются тысячи невидимых причин. Социальные же явления
являются следствием громадной бессознательной работы, большей частью
недоступной нашему анализу. Эти видимые явления можно сравнить с волнами,
служащими на поверхности океана выражением подземных сотрясений его дна,
которые нам неизвестны. Наблюдая большинство поступков толпы, мы видим, что
они чаще всего служат выражением ее замечательно низ кого умственного
уровня. Но есть такие случаи, когда действиями толпы руководят, по-видимому,
таинственные силы, называвшиеся в древности судьбой, природой, провидением и
теперь именуемые голосом мертвых. Мы не можем не признавать могущества этих
сил, хотя совершенно не знаем их сущности. Иногда кажется, что в недрах
наций находятся скрытые силы, руководящие их действиями. Что может быть,
например, более сложным, более логичным и удивительным, нежели язык народа?
Введение ЭРА ТОЛПЫ
Эволюция современной эпохи. -- Великие изменения цивилизации суть
следствия перемен в мысли народов. -- Современное верование в могущество
толпы. -- Оно преобразовывает традиционную политику государств. -- Как
выступают низшие классы и как проявляется их могущество. -- Толпа может
играть только разрушительную роль. -- Толпа заканчивает процесс распадения
устаревших цивилизаций. -- Всеобщее незнание психологии толпы. -- Важность
изучения толпы для законодателей и государственных людей.
Великие перевороты, предшествующие изменению цивилизации, например,
падение Римской империи и основание арабской, на первый взгляд определяются
главным образом политическими переменами, нашествием иноплеменников,
падением династий. Но более внимательное изучение этих событий указывает,
что за этими кажущимися причинами чаще всего скрывается глубокое изменение
идей народов. Истинно исторические перевороты -- не те, которые поражают нас
своим величием и силой. Единственные важные перемены, из которых вытекает
обновление цивилизаций, совершаются в идеях, понятиях и верованиях. Крупные
исторические события являются лишь видимыми следствиями невидимых перемен в
мысли людей. Перемены эти, однако, случаются редко, потому что самое прочное
в каждой расе -- это наследственные основы ее мыслей.
Современная эпоха представляет собой один из таких критических
|