моментов, когда человеческая мысль готовится к изменению. В основе этого
изменения лежат два главных фактора. Первый -- это разрушение религиозных,
политических и социальных верований, давших начало всем элементам нашей
цивилизации; второй -- это возникновение новых условий существования и
совершенно новых идей, явившихся следствием современных открытий в области
наук и промышленности.
Идеи прошлого, хотя и на половину разрушенные, все еще достаточно
сильны; идеи же, которые должны их заменять, находятся пока еще в периоде
своего образования -- вот почему современная эпоха есть время переходное и
анархическое.
Нелегко предсказать, что может выйти из такого периода, поневоле
имеющего хаотический характер. Каковы будут основные идеи, на которых
воздвигнутся новые общества, идущие нам на смену? Мы этого пока не знаем. Но
мы уже теперь можем видеть, что при своей организации им придется считаться
с новой силой, последней повелительницей современной эпохи -- могуществом
масс. Эта сила возникла на развалинах многих идей, считавшихся некогда
истинными и теперь исчезнувших, многих сил, разрушенных последовательно
революциями, и, по-видимому, готова поглотить и остальные. И в то время, как
все наши древние верования колеблются и исчезают, старинные столпы общества
рушатся друг за другом, могущество масс представляет собой единственную
силу, которой ничто не угрожает и значение которой все увеличивается.
Наступающая эпоха будет поистине эрой масс,
Не более столетия тому назад традиционная политика государств и
соперничество государей были главными факторами событий. Мнение масс не
принималось в расчет, да большей частью оно и не существовало. В настоящее
же время политические традиции, личные склонности монархов, их соперничество
уже более не принимаются в расчет, и, наоборот, голос толпы становится
преобладающим. Массы диктуют правительству его поведение, и именно к их
желаниям оно и старается прислушаться. Не в совещаниях государей, а в душе
толпы подготавливаются теперь судьбы наций.
Вступление народных классов на арену политической жизни, т.е. в
действительности их постепенное превращение в руководящие классы,
представляет одну из наиболее выдающихся характерных черт нашей переходной
эпохи. Это вступление на самом деле вызвано вовсе не всеобщей подачей
голосов, которая долгое время не имела самостоятельной, руководящей роли и
легко подчинялась сторонним влияниям. Прогрессивный рост могущества толпы
совершился прежде всего путем распространения известных идей, которые
медленно насаждались в умах, и затем -- посредством постепенного образования
ассоциаций индивидов с целью осуществления теоретических построений. Путем
ассоциации толпа выработала идеи (если не совсем справедливые, то, во всяком
случае, вполне определенные) о своих интересах и получила сознание своей
силы. Толпа составляет синдикаты, перед которыми капитулируют все власти,
одна за другой, и организует биржи труда, стремящиеся управлять условиями
работы и заработной платы. Толпа посылает в правительственные собрания своих
представителей, лишенных всякой инициативы и, чаще всего, служащих только
простым орудием тех комитетов, которые их избрали.
В настоящее время притязания толпы становятся все более и более
определенными. Ограничение рабочих часов, экспроприация рудников, железных
дорог, фабрик, земли, равномерное распространение всех продуктов и т.д., и
т.д. -- вот в чем заключаются требования толпы.
Мало склонные к теоретическим рассуждениям, массы зато очень склонны к
действию. Благодаря своей теперешней организации, толпа получила огромную
силу. Догматы, только что нарождающиеся, скоро получат силу старых догматов,
т.е. ту тираническую верховную силу, которая не допускает никаких
обсуждений. Божественное право масс должно заменить божественное право
|