становится толпой, не представляя при этом собрания в собственном смысле
этого слова. Одухотворенная толпа после своего образования приобретает общие
черты -- временные, но совершенно определенные. К этим общим чертам
присоединяются частные, меняющиеся сообразно элементам, образующим толпу и
могущим в свою очередь изменить ее духовный состав. Одухотворенная толпа
может быть подвергнута известной классификации. Мы увидим далее, что
разнокалиберная толпа, т.е. такая, которая состоит из разнородных элементов,
имеет много общих черт с однородной толпой, т.е. такой, которая состоит из
более или менее родственных элементов (секты, касты и классы). Рядом с этими
общими чертами, однако, резко выступают особенности, которые дают
возможность различать оба рода толпы.
Прежде чем говорить о различных категориях толпы, мы должны изучить ее
общие черты и будем поступать, как натуралист, начинающий с описания общих
признаков, существующих у всех индивидов одной семьи, и затем уже
переходящий к частностям, позволяющим различать виды и роды этой семьи.
Не легко изобразить с точностью душу толпы, так как ее организация
меняется не только сообразно расе и составу собраний, но и соответственно
природе и силе возбудителей, которым подчиняются эти собрания. Впрочем, на
такие же затруднения мы наталкиваемся и приступая к психологическому
изучению отдельного индивида. Только в романах характер отдельных личностей
не меняется в течение всей их жизни; в действительности же однообразие среды
создает лишь кажущееся однообразие характеров. В другом месте я указал уже,
что в каждой духовной организации заключаются такие задатки характера,
которые тотчас же заявляют о своем существовании, как только в окружающей
среде произойдет внезапная перемена. Так, например, среди наиболее суровых
членов Конвента можно было встретить совершенно безобидных буржуа, которые
при обыкновенных условиях, конечно, были бы простыми мирными гражданами,
занимая должности нотариусов или судей. Когда гроза миновала, они вернулись
к своему нормальному состоянию мирных буржуа, и Наполеон именно среди них
нашел себе самых покорных слуг.
Не имея возможности изучить здесь все степени организации толпы, мы
ограничимся преимущественно толпой, уже совершенно организованной. Таким
образом, из нашего изложения будет видно лишь то, чем может быть толпа, но
не то, чем она всегда бывает. Только в этой позднейшей фазе организации
толпы среди неизменных и преобладающих основных черт расы выделяются новые
специальные черты и происходит ориентирование чувств и мыслей собрания в
одном и том же направлении, и только тогда обнаруживает свою силу
вышеназванный психологический закон духовного единства толпы,
Некоторые психологические черты характера толпы общи у нее с
изолированными индивидами; другие же, наоборот, присущи только ей одной и
встречаются только в собраниях. Мы прежде всего рассмотрим именно эти
специальные черты, для того чтобы лучше выяснить их важное значение.
Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе,
следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их
образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу
достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души,
заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем
думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют
такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у
индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой
временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно
мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки,
входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения
новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми
обладает каждая клетка в отдельности.
|