Вопреки мнению, встречающемуся, к нашему удивлению, у такого
проницательного философа, как Герберт Спенсер, в агрегате, образующем толпу,
нет ни суммы, ни среднего входящих в состав ее элементов, но существует
комбинация этих элементов и образование новых свойств, подобно тому, как это
происходит в химии при сочетании некоторых элементов, оснований и кислот,
например, образующих новое тело, обладающее совершенно иными свойствами, чем
те, которыми обладают элементы, послужившие для его образования.
Не трудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от
индивида в толпе, но гораздо труднее определить причины этой разницы. Для
того, чтобы хоть несколько разъяснить себе эти причины, мы должны вспомнить
одно из положений современной психологии, а именно то, что явления
бессознательного играют выдающуюся роль не только в органической жизни, но и
в отправлениях ума. Сознательная жизнь ума составляет лишь очень малую часть
по сравнению с его бессознательной жизнью. Самый тонкий аналитик, самый
проницательный наблюдатель в состоянии подметить лишь очень небольшое число
бессознательных двигателей, которым он повинуется. Наши сознательные
поступки вытекают из субстрата бессознательного, создаваемого в особенности
влияниями наследственности. В этом субстрате заключается бесчисленные
наследственные остатки, составляющие собственно душу расы. Кроме открыто
признаваемых нами причин, руководящих нашими действиями, существуют еще
тайные причины, в которых мы не признаемся, но за этими тайными причинами
есть еще более тайные, потому что они неизвестны нам самим. Большинство
наших ежедневных действий вызывается скрытыми двигателями, ускользающими от
нашего наблюдения.
Элементы бессознательного, образующие душу расы, именно и являются
причиной сходства индивидов этой расы, отличающихся друг от друга главным
образом элементами сознательного, -- тем, что составляет плод воспитания или
же результат исключительной наследственности. Самые несходные между собой по
своему .уму люди могут обладать одинаковыми страстями, инстинктами и
чувствами; и во всем, что касается чувства, религии, политики, морали,
привязанностей и антипатий и т.п., люди самые знаменитые только очень редко
возвышаются над уровнем самых обыкновенных индивидов. Между великим
математиком и его сапожником может существовать целая пропасть с точки
зрения интеллектуальной жизни, но с точки зрения характера между ними часто
не замечается никакой разницы или же очень небольшая.
Эти общие качества характера, управляемые бессознательным и
существующие в почти одинаковой степени у большинства нормальных индивидов
расы, соединяются вместе в толпе. В коллективной душе интеллектуальные
способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают;
разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества.
Такое именно соединение заурядных качеств в толпе и объясняет нам,
почему толпа никогда не может выполнить действия, требующие возвышенного
ума. Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых
людей в области разных специальностей, мало все-таки отличаются от решений,
принятых собранием глупцов, так как и в том и в другом случае соединяются не
какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех.
В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума. "Весь мир",
как это часто принято говорить, никак не может быть умнее Вольтера, а
наоборот, Вольте? умнее, нежели "весь мир", если под этим словом надо
понимать толпу.
Если бы индивиды в толпе ограничивались только соединением заурядных
качеств, которыми обладает каждый из них в отдельности, то мы имели бы
среднюю величину, а никак не образование новых черт. Каким же образом
возникают эти новые черты? Вот этим то вопросом мы и займемся теперь.
Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом
|