не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав,
обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что
индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание
непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким
инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же
он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не
несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда
отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.
Вторая причина -- заразительность или зараза -- также способствует
образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. Зараза
представляет собой такое явление, которое легко указать, но не объяснить; ее
надо причислить к разряду гипнотических явлений, к которым мы сейчас
перейдем. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в
такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные
интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит
человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он
составляет частицу толпы.
Третья причина, и притом самая главная, обусловливающая появление у
индивидов в толпе таких специальных свойств, которые могут не встречаться у
них в изолированном положении, -- это восприимчивость к внушению; зараза, о
которой мы только что говорили, служит лишь следствием этой восприимчивости.
Чтобы понять это явление, следует припомнить некоторые новейшие открытия
физиологии. Мы знаем теперь, что различными способами можно привести
индивида в такое состояние, когда у него исчезает сознательная личность, и
он подчиняется всем внушениям лица, заставившего его прийти в это состояние,
совершая по его приказанию поступки, часто совершенно противоречащие его
личному характеру и привычкам. Наблюдения же указывают, что индивид, пробыв
несколько времени среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящих
от этой толпы, или каких-либо других причин -- неизвестно, приходит скоро в
такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного
субъекта. Такой субъект вследствие парализованности своей сознательной
мозговой жизни становится рабом бессознательной деятельности своего спинного
мозга, которой гипнотизер управляет по своему произволу. Сознательная
личность у загипнотизированного совершенно исчезает, так же как воля и
рассудок, и все чувства и мысли направляются волей гипнотизера.
Таково же приблизительно положение индивида, составляющего частицу
одухотворенной толпы. Он уже не сознает своих поступков, и у него, как у
загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до
крайней степени напряжения. Под влиянием внушения такой субъект будет
совершать известные действия с неудержимой стремительностью; в толпе же эта
неудержимая стремительность проявляется с еще большей силой, так как влияние
внушения, одинакового для всех, увеличивается путем взаимности. Люди,
обладающие достаточно сильной индивидуальностью, чтобы противиться внушению,
в толпе слишком малочисленны, и потому не в состоянии бороться с течением.
Самое большее, что они могут сделать, -- это отвлечь толпу посредством
какого-нибудь нового внушения. Так, например, удачное слово, какой-нибудь
образ, вызванный кстати в воображении толпы, отвлекали ее иной раз от самых
кровожадных поступков.
Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности
бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое
внушением, и стремление превратить немедленно в действия внушенные идеи --
вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть
самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует.
Таким образом, становясь частицей организованной толпы, человек
спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В
|