явственной форме, всегда имеют на нее огромное влияние. Хлеб и зрелища
некогда составляли для римской черни идеал счастья, и она больше ничего не
требовала. Века прошли, но этот идеал мало изменился. Ничто так не действует
на воображение толпы всех категорий, как театральные представления. Вся
зрительная зала испытывает одни и те же эмоции, и если они не превращаются
немедленно в действия, то это потому что даже самый бессознательный из
зрителей не может не знать в данном случае, что он -- жертва иллюзии и что
он смеялся и плакал над воображаемыми, а не истинными приключениями. Иногда,
впрочем, внушенные образами чувства бывают так сильны, что стремятся,
подобно обыкновенным внушениям, выразиться в действиях. Много раз уже
цитировалась история одного народного театра, где всегда игрались на сцене
лишь одни только мрачные драмы. Актер, изображавший изменника, подвергался
постоянной опасности при выходе из театра, и его должны были охранять, так
как зрители, возмущенные его воображаемыми преступлениями, готовы были
растерзать его. Я полагаю, что это может служить одним из самых
замечательных указаний умственного состояния толпы и того в особенности, как
легко она поддается внушению. Нереальное действует на нее почти так же, как
и реальное, и она имеет явную склонность не отличать их друг от друга.
Могущество победителей и сила государств именно-то и основываются на
народном воображении. Толпу увлекают за собой, действуя главным образом на
се воображение. Все великие исторические события -- буддизм, христианство,
исламизм, реформа и революция и угрожающее в наши дни нашествие социализма
-- являются непосредственным или отдаленным последствием сильных
впечатлений, произведенных на воображение толпы. Таким образом, все
государственные люди всех веков и стран, включая сюда и абсолютных деспотов,
всегда смотрели на народное воображение, как на основу своего могущества, и
никогда не решались действовать наперекор ему. "Представившись католиком, --
сказал Наполеон в государственном совете, -- я мог окончить вандейскую
войну; представившись мусульманином, я укрепился в Египте, а представившись
ультрамонтаном, я привлек на свою сторону итальянских патеров. Если бы мне
нужно было управлять еврейским народом, то я восстановил бы храм Соломона".
Никогда еще со времен Александра и Цезаря ни один человек не умел лучше
Наполеона действовать на воображение толпы. Он постоянно думал только о том,
как бы поразить ее воображение; он заботился об этом во всех своих победах,
речах, во всех своих действиях и даже на одре смерти.
Как действуют на воображение толпы -- это мы скоро увидим. Теперь же
ограничимся только тем замечанием, что влиять на толпу нельзя, действуя на
ее ум и рассудок, т.е. путем доказательств. Антонию, например, удалось
возбудить народ против убийц Цезаря никак не посредством искусной риторики,
а посредством чтения его завещания и указания на его труп.
Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными,
не сопровождающимися никакими толкованиями, и только иногда к ним
присоединяются какие-нибудь чудесные или таинственные факты: великая победа,
великое чудо, крупное преступление, великая надежда. Толпе надо всегда
представлять вещи в цельных образах, не указывая на их происхождение. Мелкие
преступления и несчастные случаи вовсе не поражают воображения толпы, как бы
они ни были многочисленны; наоборот, какой-нибудь крупный несчастный случай
или преступление глубоко действуют на толпу, хотя бы последствия их были
далеко не так пагубны, как последствия многочисленных, но мелких несчастных
случаев и преступлений.
Эпидемия инфлюэнцы, унесшая несколько лет тому назад в Париже около
5000 жертв, очень мало подействовала на народное воображение. Эта настоящая
гекатомба не выразилась какими-нибудь явственными образами, и на нее
указывали лишь еженедельные статистические отчеты. Но какой-нибудь другой
крупный несчастный случай, например, падение Эйфелевой башни, причем если
|