погибло бы не 5000, а всего 500 человек, но зато единовременно и в
общественном месте, непременно подействовал бы гораздо сильнее на
воображение толпы. Предполагаемая гибель
одного трансатлантического парохода на том основании, что о нем долго
не получалось известий, сильно поразила воображение толпы, между тем как
официальная статистика указывает, что в одном только 1894 году погибло 850
парусных судов и 203 паровых. Эта гибель судов, гораздо более важная, если
смотреть на нее с точки зрения потери человеческих жизней и товаров, нежели
гибель трансатлантического парохода, не произвела ровно никакого впечатления
на толпу. Из этого следует, что не факты сами по себе поражают народное
воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются толпе.
Необходимо, чтобы, сгущаясь, если мне будет позволено так выразиться, эти
факты представили бы такой поразительный образ, что он мог бы овладеть
всецело умом толпы и наполнить всю область ее понятий. Кто владеет
искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает
искусством ею управлять.
Глава IV. РЕЛИГИОЗНЫЕ ФОРМЫ, В КОТОРЫЕ ОБЛЕКАЮТСЯ ВСЕ УБЕЖДЕНИЯ
ТОЛПЫ
Что составляет религиозное чувство. -- Оно независимо от обожания
какого-нибудь божества. -- Его характеристика. -- Могущество убеждений,
облеченных в религиозную форму. Различные примеры. -- Народные боги никогда
не исчезали. -- Новые формы, в которых они возрождаются. Религиозные формы
атеизма. -- Значение этих понятий с исторической точки зрения. -- Реформа,
Варфоломеевская ночь, террор и аналогичные события являются последствием
религиозных чувств толпы, а не отдельных индивидов.
Мы уже говорили о том, что толпа не рассуждает, что она принимает или
отбрасывает идеи целиком, не переносит ни споров, ни противоречий, что
внушения всецело овладевают ее мыслительными способностями и немедленно
стремятся перейти в действие. Мы указывали, что толпа под влиянием
соответствующего внушения готова принести себя в жертву ради внушенного ей
идеала и что ей свойственны только сильные и крайние чувства, причем
симпатия у нее быстро превращается в обожание, а антипатия, едва
народившись, тотчас же превращается в ненависть. Эти общие указания
дозволяют нам предугадывать убеждения толпы.
Исследуя ближе убеждения толпы как во время эпох веры, так и во время
великих политических переворотов, например, переворотов предшествовавшего
века, можно видеть, что всегда эти убеждения принимают специальную форму,
которую я не могу лучше определить, как назвав ее религиозным чувством. Это
чувство характеризуется очень просто: обожание предполагаемого верховного
существа, боязнь приписываемой ему магической силы, слепое подчинение его
велениям, невозможность оспаривать его догматы, желание распространять их,
стремление смотреть как на врагов на всех тех, кто не признает их -- вот
главные черты этого чувства. Относится ли это чувство к невидимому Богу, к
каменному или деревянному идолу, или к герою, к политической идее, -- с того
самого момента, как в нем обнаруживаются вышеуказанные черты, оно уже имеет
религиозную сущность. Сверхъестественное и чудесное встречаются в нем в
одинаковой степени. Толпа бессознательно награждает таинственной силой
политическую формулу или победоносного вождя, возбуждающего в данный момент
ее фанатизм.
Религиозность обусловливается нс одним только обожанием какого-нибудь
божества; она выражается и тогда, когда все средства ума, подчинение воли,
пылкость фанатизма всецело отдаются на службу какому-нибудь делу или
существу, которое становится целью и руководителем помыслов и действий
|