является самой стойкой хранительницей традиционных идей.
* 3. Время. -- Оно последовательно подготавливает упрочение верований,
а затем их разрушение. -- Благодаря его влиянию из хаоса восстанавливается
порядок.
* 4. Политические и социальные учреждения. -- Ошибочное представление
об их роли. -- Они представляют собой следствие, а не причины. -- Учреждения
-- не что иное как ярлыки, которые прикрывают одним общим названием самые
несходные вещи. -- Как создаются конституции. -- Потребность некоторых
народов в известных, теоретически дурных, учреждениях, как например
централизация.
* 5. Образование и воспитание. -- Современное ошибочное представление о
влиянии образования на толпу. -- Статистические указания. -- Деморализующая
роль латинского воспитания. -- Роль, которую могло бы исполнять образование.
-- Примеры, которые можно встретить у разных народов.
Изучив духовное устройство толпы, ее способы мыслить, чувствовать и
рассуждать, мы переходим теперь к исследованию того, как возникают и
устанавливаются ее мнения и верования.
Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают
двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные.
Отдаленные факторы -- это те, которые делают толпу доступной к
восприятию известных убеждений и совершенно неспособной проникнуться
некоторыми другими взглядами. Эти факторы подготавливают почву, на которой
впоследствии внезапно развиваются какие-нибудь новые идеи, поражающие своей
силой и результатами. Впрочем, внезапность появления этих идей только
кажущаяся. Действительно, некоторые идеи зачастую возникают в толпе и
приводятся в исполнение с быстротой молнии, но это так лишь с первого
взгляда, так как на самом деле этот взрыв всегда является результатом долгой
предшествующей работы.
Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на
подготовленную отдаленными факторами почву и без этого не вызвали бы никаких
результатов; они порождают в толпе активную уверенность, т.е. облекают в
известную форму идею и развивают ее со всеми ее последствиями. Благодаря
этим непосредственным факторам, в толпе возникают решения, увлекающие ее;
благодаря им разражается бунт, устраивается стачка, или же громадное
большинство вдруг возносит какого-нибудь человека к власти или низвергает
какое-нибудь правительство.
Во всех великих событиях истории мы можем наблюдать последовательное
действие этих двойных факторов. Возьмем один из самых разительных примеров
-- французскую революцию. Отдаленными факторами этого события были творения
философов, вымогательства аристократии, успехи научной мысли. Подготовленная
таким образом душа толпы легко уже была увлечена непосредственными
факторами, как то: речами ораторов и сопротивлением двора по поводу самых
незначительных реформ.
К числу отдаленных факторов принадлежат такие общие факторы, которые
встречаются в глубине всех верований и мнений толпы, это раса, традиции,
время, учреждения и воспитание. Постараемся теперь изучить роль всех этих
разнообразных факторов.
*1. РАСА
Этот фактор, раса, должен стоять в первом ряду, так как своим значением
он превосходит все другие. Ранее мы указали на его влияние и потому не будем
больше возвращаться к этому вопросу. В предшествующем труде мы говорили о
том, что такое историческая раса и какую она получает силу, благодаря закону
наследственности, после того, как сформировались окончательно ее черты;
тогда ее верования, учреждения и искусства, одним словом, все элементы ее
цивилизации являются уже не чем, иным, как только внешним выражением ее
|