Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
полюсами и реализует в своем поведении черты различных типов личности.
Хотя авторы классификаций считают, что тип личности - неизменная характеристика, но вопрос о
том, может ли, например, "новатор" в иных условиях превратиться в "адаптатора" и наоборот,
никем всерьез не изучался. Вместе с тем имеются данные о том, что научные роли, исполняемые
одним и тем же человеком (типа описанных Гоу и Вудвортом), могут очень сильно меняться в
зависимости от особенностей коллектива, в котором он работает, и проблемы, над решением
которой данный коллектив бьется.
Во-вторых, польза от подобных классификаций весьма ограниченна. Как правило, они базируются
на довольно шатком теоретическом фундаменте и в этом смысле не открывают принципиально
нового взгляда на ученого и его работу. Областью их практического применения мог бы стать
подбор определенного типа ученого для выполнения конкретного вида деятельности (например,
ученый-наставник, ученый-организатор), создание оптимального "ролевого ансамбля" группы, т.
е. сочетания ученых, функционально дополняющих друг друга в процессе разработки той или
иной проблемы, научной программы.
§ 3. Мотивация в структуре личности ученого
Еще на заре исследований, посвященных способности к научному творчеству, их авторы обратили
внимание на то, что по-
181
мимо высоких интеллектуальных способностей всех выдающихся людей отличало "еще что-то",
некоторое качество, которое одни называли целеустремленностью и настойчивостью, другие -
увлеченностью работой, третьи - преданностью науке.
Фактически это было указанием на некоторые особенности мотивации, которые характеризуют
ученых, завоевавших себе имя в науке. Если обратиться к приведенным выше спискам
"профессионально важных" для ученого черт, то и там обнаруживаются качества, явно
относящиеся к мотивационно-потребностной сфере: потребность в профессиональном признании,
высокая мотивация, направленная на приобретение знаний, потребность в достижении и другие.
Подобные качества встречаются буквально в любом описании психологического облика ученых.
Таким образом, признается, что особая роль в структуре личности ученого принадлежит
мотивационным компонентам, т. е. побуждениям, направляющим его деятельность, целям, к
которым он стремится, желаниям, которые он удовлетворяет в работе. В рамках изучения
личности ученого влияние мотивации на его творческую продуктивность стало предметом
специального анализа.
К настоящему времени сформировалось мнение о том, что у продуктивного ученого внутренняя
мотивация преобладает над внешней. Поясним, что это значит.
Приоритет внутренних мотивов над внешними подразумевает, что человек включен в
деятельность ради нее самой, а не ради других целей, по отношению к которым она является
средством их достижения. Например, можно учиться потому, что доставляет удовольствие сам
процесс приобретения знаний, или потому, что получение хорошего образования открывает
перспективу занять высокое социальное положение в обществе, найти высокооплачиваемую
работу. В случае ученого внутренним побуждением к деятельности служит удовольствие,
удовлетворение, получаемое от самого процесса работы, любовь к истине, стремление к
интеллектуальному успеху, желание решать и находить проблемы, давать работу уму.
Конечно, деление на внешние и внутренние мотивы научной деятельности весьма условно. В
каком-то смысле все мотивы являются внутренними, так как исходят от самой личности и ей
принадлежат. Говоря о внешних мотивах, имеют в виду лишь то, что они являются внешними по
отношению к процессу добывания научного знания, неспецифичны для него.
Наиболее отчетливо внутренняя мотивация проявляется в детской игре, поскольку ребенок играет
совершенно "бескорыстно": он не рассчитывает на награды и поощрения, не зарабаты-
182
вает себе таким образом престиж или пропитание, он играет ради самой игры. Так и внутренне
мотивированный ученый захвачен проводимым экспериментом, течением собственных
рассуждений, им движет интерес, любопытство, азарт исследователя. За скобками остаются такие
внешние стимулы, как материальное вознаграждение, карьера, стремление к приоритету и пр.
Можно возразить: ученый, как и любой профессионал, работает не только ради интереса, но и
ради денег, престижа, признания, должностей. Как совместить этот очевидный факт с
|