Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
представлением о том, что его деятельность направляется внутренними мотивами?
По-видимому, здесь речь идет о разных уровнях деятельности и, соответственно, мотивации. Если
рассматривать научную деятельность как жизнедеятельность, т. е. как активность, соотносимую с
жизнью в целом, с ее смыслом и планами, то ученый, безусловно, реализует в ней широкий круг
мотивов, которые определяют многие его поступки в профессиональной сфере.
Например, выбирая проблематику будущих исследований, ученый может ориентироваться не
только на свой "чистый" интерес, но и на возможность стать первооткрывателем в этой области, ее
перспективность с точки зрения написания диссертации по этой теме; переход с одного места
работы на другое может быть продиктован желанием сделать карьеру; обобщение результатов в
научной монографии рассматривается как шаг на пути должностного роста и т. д. Известно, что
для ученых очень важным мотивом поведения в науке и научном сообществе является стремление
иметь хорошую репутацию среди коллег. Наличие такого мотива является одним из механизмов,
который заставляет ученого постоянно поддерживать свою "научную форму" и добросовестно
относиться к своей работе.
Но когда речь идет о творческой компоненте научной деятельности, исследовательской работе как
таковой, то эти мотивы должны отступать на задний план, уступая место интересу, увлеченности
выполняемой деятельностью. Иными словами, погружаясь в проблему и исследовательский
материал, ученый должен забывать о славе, почестях, приоритете, иначе мысли о них не дадут ему
полностью отдаться полету своей творческой фантазии.
Многочисленные эксперименты американских психологов показали, что если ученый в процессе
решения проблемы ориентирован на внешнюю оценку (например, получение какой-то премии за
решенную проблему или порицание в случае неуспеха), то эффективность его работы падает:
увеличивается время решения задачи и снижается качество ее решения - новизна и
нетривиальность продукта, оригинальность путей его получения.
183
Значит, включение в творческий процесс стимулов, внешних по отношению к собственно
познавательным интересам личности, подавляет творческое поведение. Но это относится именно к
творческим задачам, т. е. к таким, которые не имеют ни алгоритма решения, ни единственно
правильного ответа (Amabile, 1983).
Внутренняя мотивация, по выражению М. Г. Ярошевского, рождается из общения с предметом
исследования. По мере того как ученый продвигается в проблемном поле своего исследования, он
находит ответы на одни вопросы и тут же сталкивается с новыми. Настоящий исследователь,
обнаруживая некоторое явление, сразу же задается вопросом о его причинах, механизмах,
взаимосвязях, выводах, которые из этого следуют. Сама логика познания, исследования проблемы
подталкивает его к тому, чтобы идти все дальше и дальше, включать в фокус своего внимания
новые феномены и факты.
И основной движущей силой, заставляющей ученого это делать, является напряжение,
создаваемое противоречием между тем, что он уже понял и познал, и тем, что еще только
предстоит понять. Если среди его мотивов преобладают внутренние, то он будет работать до тех
пор, пока проблемное поле не окажется исчерпанным, пока не иссякнет возможность дальнейшего
продвижения в материале. Если же внутренняя мотивация слаба и исследовательская работа
является для ученого в основном средством получения моральных, материальных и иных
преимуществ, то, скорее всего, его исследовательский пыл угаснет, как только он почувствует, что
полученных результатов достаточно, чтобы обеспечить ему желаемые блага. Примером "работы"
внутренней мотивации могут служить действия испытуемых-"креативов" в описанных выше
экспериментах Д. Б. Богоявленской.
Конечно, в действительности внешние и внутренние мотивы тесно переплетаются друг с другом.
Они не только сосуществуют, не только борются, но и переходят друг в друга. Внешняя
мотивация может послужить толчком для начала работы, в процессе которой ученый настолько
увлечется решаемой проблемой, что все остальное отступит на задний план. В то же время
совершенно заслуженные, но неумеренные почести и премии порой приводят к потере внутренней
мотивации.
Становится понятно, почему внутренние мотивы научной деятельности обеспечивают более
высокую продуктивность и эффективность творчества. Во-первых, сам предмет исследования
начинает подсказывать ученому, в каком направлении следует двигаться; во-вторых, внутренняя
мотивация мобилизует интеллектуальные резервы, направляя их в нужное русло; наконец,
|