Navigation bar
  Print document Start Previous page
 109 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
приобретают личностный статус, глубоко внедряются в структуру личности. Чем больше в
системе ценностей ученого доминируют компоненты, связанные с наукой, чем более они
подчиняют себе все другие отношения личности, тем более целостной она является. Людей такого
типа называют "учеными до мозга костей".
Напрашивается вывод о том, что личность ученого - это довольно позднее психологическое
образование, поскольку как ученый человек может сформироваться только в процессе
самостоятельной научной работы. До этого он обладает лишь некоторыми задатками, которые
делают для него занятия научной деятельностью в принципе возможными.
Сформированность системы личностных ценностей, в том числе непосредственно связанных с
научной деятельностью, ее процессом и содержанием, а также индивидуальный, неповто-
13*          195
 
римый способ их реализации в деятельности открывают перед личностью широкие возможности
для творчества. Продукт научного творчества всегда уникален, как уникален и путь, приведший к
нему данного ученого. Поэтому трудно предположить, что для получения единственных в своем
роде результатов требуются личности, похожие друг на друга как две капли воды.
Принципиальное сходство между выдающимися учеными состоит, пожалуй, в том, что все они
разные и каждый из них - личность.
Таким образом, одной из главных предпосылок творческой продуктивности в науке (как, впрочем,
и любой творческой продуктивности) являются сила и независимость личности, которые
формируются не только под влиянием внешних факторов, но и при непосредственном и активном
участии самого индивида, имеющего перед мысленным взором образ себя в будущем и
прилагающего усилия для воплощения его в жизнь.
Позволим себе закончить эту главу цитатой, фактически намечающей программу дальнейшего
развития исследований личности: "Перед психологией стоит задача преодолеть обычные
"элементные" методики изучения свойств личности и приступить к исследованию целостной,
принадлежащей истории, живой личности, выступающей как деятель, творец в сфере политики,
техники, науки, обыденной жизни. Построить достаточно содержательную модель творческой
личности возможно путем сложного психологического анализа жизни и деятельности
выдающихся представителей человечества" (Якобсон, 1981, с. 149).
Глава 3. Параметры личности исследователя
Картина личности человека науки, рисуемая с опорой на обычные психологические методы,
нуждается в существенных коррективах. Она выступает в полноте своих красок, когда
представленные в ней свойства личности сопряжены со своеобразием исследовательской
деятельности. Природа этой деятельности такова, что ее психические компоненты сопряжены с
социальными и логико-познавательными в целостной, исторически изменчивой триадической
системе.
Наука строится и преобразуется по логико-познавательным нормам и законам. Изобретая и
разрабатывая свои гипотезы и концепции, каждый исследователь творит умственные продукты в
их пределах. Он творит их в социальной атмосфере, соотнося с голосами других искателей
надежного знания об исследуемом объекте. Поэтому он реализует себя не иначе как в силу того,
что его самоценные психические свойства интегрируют за-
196
 
данное объективной логикой научного познания и социокультурным контекстом.
Речь должна идти не о том, чтобы перечеркнуть запечатленное в традиционных психологических
терминах, но о совсем другой стратегии. О такой, которая, сохранив в исторически
апробированных терминах информацию о психической реальности, преобразовывала бы их
смысловую ткань. Вектор преобразования нам уже известен. Он направлен к роли, исполняемой
личностью в драме научного творчества.
Драма же эта, подчеркнем еще раз, отнюдь не является чисто психологической. Из этого явствует,
что понятия, призванные репрезентировать психический облик "обитателей" мира науки, смогут
эффективно работать только когда их психологическая сердцевина пронизана нитями, которые
нераздельно соединяют ее с предметным и коммуникативным в триадической системе.
Остановимся на нескольких ключевых понятиях, способных, на наш взгляд, пройти испытание на
выполнение системной функции.
§ 1. Идеогенез
Hosted by uCoz