Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Прежде всего следует остановиться на понятии, названном нами идеогенезом. Под ним следует
понимать зарождение и развитие тех идей у конкретного исследователя, которые приводят к
результатам, заносящим его имя по приговору истории в список хранимых памятью науки
персоналий. С первых же своих шагов этот исследователь продвигается по вехам, до него
намеченным другими. Его теоретические раздумья сообразуются с тем, что ими испытано,
притом, порой, в различные времена. Он способен выстрадать собственные новые решения не
иначе как усвоив уроки, преподанные былыми искателями научных истин. При переходах от
одного урока к другому может меняться не только содержание мышления, но и его стиль, его
категориальные ориентации. И тогда в идеогенезе выступает "малая логика" развития индивида с
его "лица необщим выраженьем". У "большой" логики научного познания, как известно, имеются
свои внутренние формы, преобразуемые в его историческом "безличностном" движении. Мы
можем предпринимать попытки их воссоздания, абстрагируясь от психической организации
субъектов, во взрывах творческой активности которых эти формы созидались.
Но ведь в реальности вне подобной психической организации, пронизанной идеогенезом, никакое
построение и изменение научного знания невозможно.
197
Представления о "машинообразности" поведения (или деятельности мозга) у Декарта, Павлова и
Винера существенно разнились. Каждое из них запечатлело одну из сменявших друг друга фаз
всемирно-исторической логики развития научного познания. Метафора "машина" обозначала
интеграцию двух глобальных объяснительных принципов этого познания: детерминизма и
системности.
Соответственно, в этой смене суждений о "машинообразности" звучит голос логики перехода от
одних форм причинно-системного объяснения жизненных (в том числе психических) явлений к
другим. Сама по себе логика перехода носила закономерный характер и, стало быть, подчиняла
себе отдельные умы безотносительно к прозрачности рефлексии о ней. Но означает ли это, что
названные выше имена исследователей, с которыми ассоциируется поочередно каждая из стадий
логики науки, не более чем "плацебо" или простой знак различения эпох? Подобное мнение (к
которому склоняется в своей интерпретации историко-психологического процесса известный
американский ученый Э. Боринг) столь же односторонне, как и давние попытки Т. Карлейля и его
последователей объяснить генезис идей "вспышками гения".
Понятие об идеогенезе адекватно принципу трехаспектности. Оно призвано реконструировать
динамику становления теоретических идей в исследованиях конкретных проблем, которыми
поглощена личность. Тем самым оно характеризует один из аспектов этой деятельности, а именно
личностно-психологичес-кий. В то же время динамика, о которой идет речь, обусловлена
объективными формами эволюции знания. К этому следует присоединить воздействие на нее
макро- и микросоциальных факторов.
Ведь "рисунок" идеогенеза создается включенностью индивида в научное сообщество и в тот
малый социум (научную школу), где взращиваются первые идеи, дальнейшая жизнь которых
зависит от превратностей судьбы творческой личности.
Большой интерес в плане познания природы научного творчества представляет вопрос о
соотношении между индивидуальным путем исследователя и общей историей коллективного
разума науки, испытываемыми этим разумом трансформациями, переходами от одних структур к
другим.
В биологии изучение корреляций между развитием зародыша отдельной особи и вида привело к
биогенетическому закону.
Единичный организм повторяет в определенных - сжатых и преобразованных - вариантах
главнейшие этапы развития гигантского "шлейфа" предковых форм. По аналогии с этим зако-
198
ном можно перенести отношение стадий индивидуального развития творческого ума к основным
периодам эволюции воззрений на разрабатываемую этим умом предметную область.
Подобная аналогия правомерна, если за ее основание принимается не содержание (состав) знания,
а его "морфология". В процессе развития науки изменяются способы построения ее предметного
содержания. Оно интегрируется посредством определенных принципов. К ним относится, в
частности, принцип детерминизма как главный жизненный нерв научного мышления. В его
эволюции сменилось несколько стадий. Индивидуальный ум, в свою очередь, изменяется не
|