Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
только с содержательной стороны, но и "морфологически", структурно. Это делает заманчивым
сопоставление двух рядов - "филогенетического" и "онтогенетического". Воспроизводится ли и в
каких масштабах и компонентах первый во втором?
Приступив к проверке гипотезы о своеобразной "рекапитуляции", возможной в эволюции
творчества отдельного ученого, мы вычленили в трудах Сеченова "лестницу" сменявших друг
друга в ходе филогенеза форм детерминистского объяснения явлений.
Применительно к проблеме взаимоотношения соматических и психических факторов в
детерминации поведения организма, смена стадий в XIX веке проходила по десятилетиям: 30-е
годы - утверждение механодетерминизма под знаком "анатомического" начала; 40-е - сменивший
его другой вариант механодетерминизма (господство "молекулярного" начала); 50-е - зарождение
биодетерминизма, колыбелью которого стали учения Бер-нара и Дарвина; 60-е годы - ростки
биопсихического детерминизма в исследованиях Гельмгольца и других нейрофизиологов.
Отправляясь от этого уровня, Сеченов пришел к исследовательской программе, открывшей
перспективы изучения психической регуляции поведения с позиций новой, более высокой формы
его детерминистского анализа.
Рассматривая динамику творчества Сеченова в контексте исторического движения
психологического познания, можно уверенно утверждать, что его интеллектуальный онтогенез
воспроизводил в известном отношении (в кратких и преобразованных формах) филогенез научной
мысли. Если перед нами не единичный случай, а закон, то его можно было бы - по аналогии с
биогенетическим - назвать идеогенетическим.
Подробно об этом см. Ярошевский, 1981.
199
§ 2. Категориальная апперцепция
В свое время сперва Лейбницем, а затем Кантом было введено понятие об апперцепции (от
латинского ad
- к, perceptio
- восприятие) с тем, чтобы обозначить воздействие прежнего
интеллектуального синтеза на вновь познаваемое содержание. По Канту, трансцендентальная
апперцепция (от латинского: transcen-dens
- выходящий за пределы) - это формы и категории,
которые служат предпосылками опыга, делают его возможным (Кант, 1964). Кант имел в виду
общие формы и категории рассудка (субстанция, причинность и многое другое).
Но эти общие формы для нею означали единство любого мыслящего субъекта, определяющее
синтетическое единство его опыта. Применительно же к данному контексту я выдвигаю тезис о
функциях не любого субъекта, а субъекта научного познания, единство мышления которого об
исследуемом предмете обеспечивают специальные научные (а не только философские) категории.
Они, говоря языком Канта, априорны (от латинского apriori
- из предшествующего), т. е.
предваряют опытное изучение объекта данным ученым. Но их априорность для него обеспечена
историческим опытом.
Категориальный строй аппарата науки правит мыслью ее людей объективно и изменяется
независимо от их индивидуальной судьбы. Но он играет роль апперцепции в их психологическом
восприятии проблем и перспектив их разработки, влияя на динамику теоретических воззрений, на
переосмысливание эмпирически данного, на поиски новых решений.
Радикальные различия в категориальной апперцепции привели к конфронтации Павлова с
американскими бихевиористами по поводу условных рефлексов (см. работу И. П. Павлова "Ответ
физиолога психологам", 1951). У Выготского основные параметры его категориальной
апперцепции определил постулат об изначальной зависимости сознания от культуры (ее знаковых
систем), выступающей в роли "скульптора" психических функций в социальной ситуации
развития'.
Понятие об этой ситуации оттесняло главную формулу науки о поведении: "организм - среда"
(биологический детерминизм), заменяя ее другой: "личность-общение-культура".
Конкретно-научное изучение поведения преломлялось отныне сквозь категориальную
апперцепцию, заставлявшую мыслить систему отношения индивида с миром сквозь
"кристаллическую решетку" социокультурных детерминант.
Подробно см. Ярошевский, 1993.
200
С открытием механизма условных рефлексов И. П. Павлову, чтобы успешно двигаться в новом
направлении, требовалось изменить прежний способ видения и интерпретации исследуемой
|