Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Вернемся к периоду между 1895 г. (когда писался "Проект научной психологии") и 1900 г. (когда
Фрейдом было сформулировано его учение о бессознательной психике). Что именно определило
перелом в его мышлении? Биографы объясняют это различными личными обстоятельствами
жизни Фрейда. Разрывом с Брейером, смертью отца', тяжелой депрессией и невротическим
состоянием, от которого, как он полагал, его спас упорный каждодневный анализ собственных
переживаний, комплексов, сновидений. В этих объяснениях отчетливо выступают субъективизм и
антиисторизм, изначально присущие психоаналитическим интерпретациям творчества.
Постулируется, будто источник любых идей, концепций, переходов от одних представлений к
другим может быть только один - внутриличностные пертурбации и конфликты.
' По мнению главного биографа Фрейда, Джонса, это обстоятельство позволило Фрейду
освободиться от комплекса, создаваемого ролью отца в бессознательной жизни личности.
"Евангелие" психоанализа - "Толкование сновидений" было написано через два года после
кончины отца Фрейда.
225
Подобно появившимся через десятилетие бихевиористам и гештальтистам, Фрейд выступил
против традиционной психологии с ее интроспективным анализом сознания. Основной
проблемой, вокруг которой концентрировался психоанализ, являлась проблема мотивации.
Подобно тому, как образ (главный предмет гештальтистов) и действие (главный предмет
бихевиористов) суть реалии, выполняющие жизненные функции в системе отношений индивида и
мира, а не внутри замкнутого в самом себе рефлектирующего сознания, точно так же одной из
основных психологических реалий является мотив. Интроспективная психология отождествляла
образ с феноменами сознания, действие - с операциями "внутри ума", а мотив, соответственно,
представляла как акт воли, желания, хотения, исходящий от субъекта.
Этой концепции издавна противостояло естественнонаучное воззрение, стремившееся свести
образ к отпечатку внешних раздражителей, действие - к рефлексам, мотивацию - к биологическим
импульсам. Психология рождалась, преодолевая расщепление жизнедеятельности, перебрасывая
мосты между сознанием и организмом, вырабатывая собственные категории. В психоанализе
отразилась потребность в понимании объективной динамики мотивов как психологической
категории (не идентичной ни их интроспективной представленности, ни их физиологическому
субстрату). Стало быть, генезис психоанализа Фрейда объясняется запросами логики развития
науки. Но эти объективные запросы должны были преломиться в мышлении конкретного
индивида, чтобы обрести доступное сознанию теоретическое выражение. Переход с
категориального уровня на теоретический есть переход мысли от надсознательных форм
регуляции к сознательным. Этот переход был подготовлен предшествующим опытом Фрейда как
врача-невролога и теми идейными влияниями, о которых уже шла речь.
Глубоким заблуждением было бы мыслить надсознательное как внеположенное сознанию.
Напротив, оно включено в его внутреннюю ткань и неотторжимо от нее. Надсознательное не есть
надличное. В нем личность реализует себя с наибольшей полнотой, и только благодаря ему она
обеспечивает - с исчезновением индивидуального сознания - свое творческое бессмертие. Понятие
о надсознательном позволяет преодолеть как интуитивизм, так и учение о том, что динамика
научного творчества безостаточно определена отношениями, которые рационально регулируются
индивидуальным сознанием.
Надсознательное движение научной мысли меньше всего напоминает общение индивида "один на
один" с "госпожой" логикой науки. В каждом новом проекте незримо присутствует в
226
качестве союзников и противников, возможных оппонентов и критиков множество конкретных
исследователей. Поэтому надсознательное является по своей сути коллективно-надсознатель-ным
в том смысле, что вторым и старшим "Я" для творческой личности, работающей в его режиме,
является научное сообщество, выступающее в функции особого надличностного субъекта,
незримо вершащего свой контроль и суд.
Глава 4. Мотивация научного творчества § 1. Познание и мотивация
В объекте исследования научного творчества различают два в реальности нераздельных аспекта:
познавательный и мотиваци-онный. Поскольку весь смысл деятельности ученого заключен в
производстве нового знания, внимание привлекают прежде всего познавательные механизмы этой
деятельности. В настоящее время дискуссии ведутся преимущественно по вопросам, касающимся
|