Navigation bar
  Print document Start Previous page
 127 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
специфически творческих компонентов мышления, роли интуиции как особого проявления
умственной активности, эвристик как интеллектуальных приемов и стратегии решения новых
познавательных задач и т. п.
Подобно любому другому виду труда, добывание истины невозможно без участия в этом труде
субъекта, являющегося не только когнитивной системой, но и системой, которая непрерывно
питает "энергией" весь процесс познания, распределяя эту энергию соответственно принятой
мотивационной шкале. Роль мотивации ярко выступила при первых же попытках изучить
личность ученого, выяснить, используя клинические методы, какие причины влияют на выбор
научной карьеры, побуждают принять на себя определенные роли в научном сообществе
(например, роль "чистого" исследователя или организатора науки) и т. д. В поисках признаков, по
которым высокотворческих ученых можно было бы отличить от ученых, не имеющих
выдающихся открытий, некоторые психологи приходят к выводу, что различия следует отнести
прежде всего за счет мотивации (а не особой умственной одаренности). Творческие ученые,
доминантные и инициативные, обладают* большей мотивацией по отношению к
интеллектуальному успеху.
Среди мотивов научной деятельности решающая роль признается не столько за "чистой",
отрешенной от личных интересов любознательностью, сколько за "мотивом достижения" -
стремлением к успеху, к достижению цели.
15*
227
 
Этот мотив был подвергнут всестороннему исследованию в работах Маклеланда, трактующего его
(мотив достижения) в качестве глубинного фактора, свойственного как ученым, так и деловым
людям. Важность мотивации была вскрыта и в работах Анны Роу, использовавшей личные
интервью и проективные тесты для определения психологических свойств, являющихся общими
для творческих ученых. Наиболее значимой из таких свойств оказалась "сильная мотивация" (Роу
связала "сильную мотивацию к успеху" с действием компенсаторных механизмов:
она возникает из-за отсутствия чувства безопасности).
Чамберс, обследовавший 740 ученых (400 химиков и 340 психологов) в надежде установить
признаки, по которым творческие работники могут быть отличены от нетворческих, пришел к
выводу, что первые более сильно мотивированы по отношению к интеллектуальному успеху как в
данный период времени, так и на предшествующих ступенях обучения (Chambers, 1967). Этот
признак доминирования "интеллектуальной потребности" (drive) над другими мотивами столь
значителен, что он может быть, по мнению автора, использован с целью отбора истинно
творческих работников. Менее творческий ученый занят преимущественно тем, чтобы найти
"удобный" случай соединить исследовательскую работу с преподаванием и выполнением
административных обязанностей, тогда как определяющий выбор для творческого ученого
состоит в том, чтобы проводить реальное творческое исследование и находить для себя
интересные проблемы.
Важное значение придается фактору мотивации и в социально-психологических исследованиях
научных коллективов (малых групп). Здесь выступают свои проблемы, отражающие своеобразие
организации и разделения труда в современной "большой науке", строящейся по типу
индустриального производства.
В этих условиях изменяется и характер мотивации. Независимое следование собственным идеям
может оказаться несовместимым с запросами "научного предприятия". Путь, выбираемый ученым,
определяется теперь не только внутренним развитием его мысли, но и сложной сетью связей с
другими людьми, необходимостью рисковать (учитывая высокую стоимость научного
оборудования) материальными ресурсами учреждения и т. д. Вместе с тем отказ ученого от
свободного развития своих идей парализует главный "жизненный нерв" творчества. "Колеса ума"
начинают вращаться вхолостую или давать стандартные продукты. Мотивационные факторы
(подчинение интеллекта внешним по отношению к познавательным интересам личности задачам,
стремление избежать риска) оказывают губительное влияние на работу умственного механизма.
Авторы исследова-
228
 
ния "Ученые в организациях", проанализировав мотивацией -ные аспекты деятельности более чем
тысячи американских ученых, приходят к выводу, что научным работникам должна быть
предоставлена свобода выбора направления. Лучшая мотивация создается, когда ученый является
Hosted by uCoz