Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
хорошую репутацию. Так говорило ему сознание, и оно, конечно, в этом плане не ошибалось. Но
оно ничего не могло сообщить о другом, глубинном уровне, где работа мысли направлялась на
решение не его личной, а надличной научной проблемы и где мотивация была уже иной, чем в
плоскости его частных интересов. Этот глубинный мотивационный ряд может быть вскрыт лишь
средствами специального анализа, исходящего из объективных особенностей ситуации, которая
сложилась в области, избранной Торндайком для реализации своих личных планов - в
исследованиях интеллектуального поведения (научения) животных. Он мог, как вспоминает в
своей "Автобиографии", не проявлять интереса к биологии и экспериментировать над животными
лишь с целью быть признанным в качестве специалиста.
232
Но, независимо от субъективных устремлений Торндайка, действительным мотивирующим
началом его экспериментального поиска являлась потребность в новой трактовке психической
регуляции жизнедеятельности. Эта потребность создавалась объективной логикой развития
научных идей в те годы, независимо от личных планов. И хотя он заверяет, будто следовал в
выборе своих проблем не внутренней потребности, а давлению случайных, внешних
обстоятельств, это утверждение может служить лишь еще одним свидетельством того, насколько
трудно ученому, в том числе психологу по специальности, проникнуть в механизм действия
подспудных мотивационных факторов, правящих его мыслью.
Приобщаясь к науке, индивид усваивает ее запросы, которые, независимо от степени их
осознаваемости, направляют его поиск. Так было и в случае с Торндайком. В его первой
экспериментальной работе, незавершенной и неопубликованной, испытуемыми были дети-
дошкольники. Экспериментатор мысленно представлял какие-либо числа, слова, объекты, а
сидящий против него ребенок должен был догадаться, о каких числах, словах думал
экспериментатор. В случае успеха ребенок получал конфетку. Детям очень нравилась эта игра, но
администрация не позволила продолжать опыты, и Торндайк перешел к изучению инстинктивного
и интеллектуального поведения цыплят.
Очевидно, что замысел первых торндайковских опытов не являлся случайной "игрой ума". Он
возник в определенной идейно-научной атмосфере, обусловившей его характер и направленность.
Торндайк формировался в атмосфере, где большой популярностью пользовалось представление об
идеомоторном акте (о том, что каждая мысль непроизвольно отражается на мышечной сфере).
Если у человека, мысленно произносящего какие-либо слова, числа и т. д., незаметно изменяются
мышцы лица, то, вероятно, возможно при определенных условиях уловить эти изменения,
ускользающие от обычного восприятия. Чтобы воспринять микродвижения лица другого
человека, полагал Торндайк, должна быть повышена чувствительность к этим микродвижениям. В
качестве средства усиления чувствительности был избран такой могучий рычаг, как
заинтересованность в отгадке, создаваемая подкреплением. Вместе с тем предполагалось, что
чувствительность в ходе опытов может обостряться (впоследствии обучаемость восприятию была
названа "перцептивным научением").
Для схемы этих опытов молодого Торндайка (предваривших его классические опыты по
научению) существенно то, что, во-первых, исключалось обращение к сознанию (ведь реакции
экспериментатора, а именно изменения в мышцах его лица при дума-нии "про себя", возникают
непреднамеренно, и он сам о них
233
ничего не знает; но точно так же и испытуемый, отгадывающий эти реакции, не знает, какими
признаками он руководствуется, пытаясь выполнить задание), во-вторых, изучалось научение,
приобретение опыта (улучшат ли повторения способность отгадывать), в-третьих, вводился
фактор положительного подкрепления (в дальнейшем включенный в знаменитый "закон
эффекта").
Все три момента - отказ от использования свидетельств сознания (нужно иметь в виду, что во
времена Торндайка именно эти свидетельства служили единственным собственно
психологическим, в отличие от физиологического, материалом во всех психологических
лабораториях мира), исследование научения как объективного процесса и подкрепление
(мотивация) в роли фактора научения - стали определяющими для всей последующей научной
работы Торндайка, безотносительно к внешним мотивам, которые им руководили и о которых он
сообщает в своем приведенном выше самоотчете.
|