Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Его многочисленные эксперименты по исследованию поведения животных (кошки, обезьяны,
собаки), а затем человека при всем разнообразии конкретных вариантов направлялись одной и той
же "категориальной сеткой". Ее разработка, укрепление, защита перед лицом возможных критиков
и явились доминирующим внутренним мотивом его творчества, придававшим смысл всему, что он
настойчиво, энергично, не жалея времени и сил, делал в лаборатории. Конечно, "сетка", о которой
идет речь, складывалась в его голове не под влиянием случайных, внешних обстоятельств. Она
выражала определенную закономерность в развитии знания и родилась именно в тот период, когда
для этого назрели предпосылки в логике формирования научных представлений о поведении.
"Сетка" разрабатывалась бы и независимо от стремления Торндайка или кого-либо другого
приобрести репутацию компетентного исследователя.
Считать подобное стремление (или другое, сходное с ним по типу, внешнее по отношению к
характеру самой научной деятельности побуждение) главной мотивационной силой творчества -
значит лишить творческую деятельность имманентно-мотивационного плана, оставить на ее долю
лишь познавательный, чисто интеллектуальный аспект, т. е. вернуться к мнению, согласно
которому задача исследования творчества сводится к объяснению феноменов догадки
("механизмов интуиции"), "ага-переживания" и т. д. Разрыв между операциями творческой мысли
и ее мотивационным потенциалом оказывается тем самым неизбежным, непреодолимым.
Сходная ситуация в свое время существовала в психологии научения, когда доминировали теории,
предполагавшие, будто
234
имеется "основная потребность" (например, пищевая), в силу которой возникают все
приобретенные реакции.
Л. Гараи справедливо указывает на одно из достижений нео-бихевиористов (Миллер и др.),
которое заключается в том, что, введя понятие о "вторичном подкреплении", они выявили важную
закономерность: организм приобретает в процессе научения не только новые способы
реагирования (навыки), но и новые формы мотивации. Тем самым была поколеблена в самой
своей основе концепция, представлявшая все многообразие проявлений жизнедеятельности
"нанизанным" на один и тот же мотивационный стержень. Между тем из этой концепции исходят
как классический бихевиоризм, так и фрейдизм: "Закон эффекта" Торндайка и "либидо" Фрейда
имели своей предпосылкой одну и ту же гедонистическую идею. И в одном и в другом случае
мотивация ограничивается "принципом удовольствия" как двигателем и целью деятельности
индивида.
Нужно, впрочем, отметить, что в те же годы, когда в психологической науке утвердился этот
принцип, она столкнулась с совершенно иным мотивационным началом. Оно выступило при
попытках выяснить, как инициируется и управляется мыслительный процесс, какие силы
удерживают его на нерешенной проблеме. Первое, что должно было объяснить
целенаправленность и упорядоченность мышления, - это сложившееся в Вюрцбургской школе
понятие об установке. Оно означало неосознанную готовность индивида (испытуемого)
реагировать определенным образом на проблемную ситуацию. В новом понятии отразилась
зависимость эффекта познавательной работы не только от прошлого опыта субъекта, его знаний и
способностей, от воспроизводимости в определенных мыслительных формах (суждения,
умозаключения, категории, схемы) особенностей ситуации самой по себе, но и от того, как
"установлен" субъект, какова его направленность.
Если под мотивом понимать фактор, ответственный за направленность и "энергетический запал",
выраженный в стремлении совершить определенное действие, то очевидно, что представление об
"установке" относится именно к этой категории явлений. Наряду с термином "установка" в
психологических исследованиях появились другие, близкие к нему по смыслу и также
указывающие на роль мотивационных моментов. Таково, в частности, понятие о "направлении"
(Майер, Берлайн). Ведь очевидно, что термины "установка", "направление" указывают не на
способность человека мыслить, не на содержание и структуру мыслительной работы, а на
направленность этой мыслительной работы. Понятия об "установке", "направлении", "до-
235
минанте", появление которых в экспериментальной психологии вызвано необходимостью
объяснить избирательность и упорядоченность мыслительных актов, раскрывают в
интеллектуальной деятельности человека наряду с "чисто" познавательным планом план
|