Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
особенностей и т. д. Внелогическая убежденность направляет познавательный процесс, а
логические аргументы надстраиваются над ней, используются для подтверждения и оправдания
уже выработанной - на внелогической основе - позиции.
Зависимость логических аргументов от внелогической убежденности подмечена достаточно
давно. Вл. Соловьев, например, писал: "Прежде чем мыслить логически, мы испытываем
различные психические состояния - ощущения и душевные вол-
255
нения, стремления и хотения. На их почве, хотя не прямо из них, вырастает или к ним прививается
логическое мышление. Оно начинается не с себя самого, а с мысли о том, что дано в других
психических состояниях" (Соловьев, 1988, с. 807). Естественно, внелогическая убежденность не
означает необъективности ученых, нежелания увидеть истину, не вписывающуюся в их
представления. За ней, конечно, может стоять и это нежелание, но чаще стоит другое - иной,
нежели логика, способ постижения истины, интуитивное познание, предваряющее логические
аргументы. Именно поэтому исследователи творческого мышления отводят решающую роль
бессознательному, а в логике и других атрибутах осознанного мышления видят лишь средство
оформления решений, найденных на бессознательном уровне. А сами ученые, например М. Планк,
давно подметили, что "новые идеи порождаются не дедукцией, а артистическим творческим
воображением" (Plank, 1949, р. 109 ).
Вторым свойством внелогического суждения является его необходимость. Эвристические
возможности формальной логики и других формализованных познавательных процедур весьма
ограниченны. Любой познавательный акт в качестве своей основы помимо формализованного
знания науки требует еще некоторого дополнительного знания, которое неформализуемо и
неотделимо от познающего субъекта. Это - "личностное знание", описанное М. Полани (Полани,
1985).
Считается, что для построения 10% формализованного, эксплицированного знания требуется 90 %
имплицитного, личностного знания. Подобную структуру познавательного процесса сравнивают с
айсбергом: его надводная часть - это формализованное знание, а основная, скрытая от глаз, -
знание личностное (De May, 1992). Распространение новейших средств передачи информации не
снижает роли личностного знания. И поэтому, как отмечает М. Полани, "жалко наблюдать
бесконечные попытки - при помощи микроскопов и химии, математики и электроники -
воспроизвести единственную скрипку, сделанную среди прочих скрипок полуграмотным
Страдивари 200 лет тому назад" (Полани, 1985, с. 87). Причем, как ни парадоксально, развитие
техники, создание которой основано на формализованном знании, только повышает значимость
личностного знания. Как нельзя научиться водить автомобиль по инструкции, без "живого"
общения с тем, кто умеет это делать, так нельзя передать и современные технологии и ноу-хау без
общения с тем, кто ими владеет. Формализованного знания, существующего в виде инструкций и
описаний, всегда недостаточно, - необходимо его дополнение неформализованным лично-
256
стным знанием. Более того, инструкции нередко только запутывают: попробуйте понять, как
обращаться с чайником, по описанию этого прибора. Отсюда проистекает, в частности, огромная
роль сервисного обслуживания современных технологий, которая, вопреки распространенному
стереотипу, предполагает не только ремонт соответствующих приборов, но и неформализованное
обучение технологиям.
Личностное знание восполняет пробелы в объективированном знании, которого всегда
недостаточно для осуществления полноценного познавательного акта. Объективированное знание
науки неизбежно дополняется субъективированным знанием личности. На основе этого
субъективированного знания строится внелогическое, личностное суждение, которое позволяет
заполнить пробелы в структуре познания, придавая ему связный характер. Отсутствие такого
суждения равносильно разрыву этой структуры. Поэтому "применение правил должно
непрерывно основываться на руководстве со стороны нашего личностного суждения" (Полани,
1985, с. 259). Внелогическое суждение, основанное на личностном знании и субъективном опыте,
является, таким образом, единственно возможным способом обобщения фактов, построения
общего знания на их основе. Факты никогда не "говорят сами за себя", они немы без познающего
субъекта, который, хотя и говорит на их языке, в процессе этого "разговора" выражает и свои
психологические особенности.
|