Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
подчинения и т. д. - такие же неизбежные и необходимые элементы научного познания, как
проведение экспериментов или построение теорий.
Социально-психологические процессы, составляющие наш психологический мир, не хаотично
сосуществуют друг с другом, а объединены в иерархически организованную систему. В ее основе
лежит "центральный" социально-психологический процесс,
64
которым является восприятие человеком окружающего его мира. Все остальное - вторично, ведь
для того, чтобы выработать к какому-либо социальному объекту, например к другому человеку,
отношение и осуществлять соответствующее поведение, этого человека надо сначала воспринять.
Восприятие же - это не просто фотографическая фиксация признаков воспринимаемого объекта, а
его осмысление в процессе обыденного объяснения. "Первично понимание (сдвиг в образном
аспекте), вторично двигательное приспособление (перестройка в исполнительных звеньях
действия)" (Ярошевский, 1974, с. 217). И поэтому интуитивное понимание мира человеком
рассматривается как "основные звено" его психологии (DeCharms, Shea, 1976). Ученый,
естественно, не исключение. Живя в мире людей и строя свои отношения с ними, он опирается на
интуитивное понимание их действий, которое цементирует его психологический мир.
В результате обыденное познание в его разнообразных формах является основой, во-первых,
когнитивных процедур науки, во-вторых, осмысления ученым своего социального окружения, без
чего взаимодействие с ним, а следовательно, и научная деятельность невозможны.
Глава 2. Творческий процесс в науке и его стадии
§ 1. Психологический аспект рассмотрения научного творчества
Под научным творчеством обычно понимается деятельность, приводящая к получению нового
знания. Логика и история науки, с одной стороны, психология - с другой, имеют каждая свой
аспект его изучения. Если логику и историю науки в большей степени интересует результат
деятельности, безотносительно к внутренним механизмам его получения, то для психологии
основным предметом исследования является сам процесс творчества, его структура, динамика и
механизмы, а также личность творца, его индивидуально-психологические характеристики,
которые обеспечивают результативность научной деятельности.
По меркам двух первых дисциплин, чтобы получить статус нового и научного, вновь добытое
знание должно не только прибавлять что-то к уже имеющемуся массиву данных, но и отвечать
всем формальным критериям научности, т. е. быть доказанным, обоснованным,
непротиворечивым и т. п. Этим признакам вполне соответствует так называемое выводное знание,
т. е. следствия, получаемые из уже известных, открытых и
5-1860
65
сформулированных ранее закономерностей, обобщений, теорий и т. п. путем применения
формально-логических процедур и операций, которое вносит значительный вклад в копилку
любой научной дисциплины. Особенно явно его роль прослеживается в математике.
Итак, некоторые важные научные результаты могут быть достигнуты путем систематической
организации исследовательской работы, что отнюдь не умаляет их значимости. Другие же, по
мнению Оствальда, находятся на границе познания и требуют неординарной творческой личности.
Это соответствует двум фазам развития науки: экстенсивной, обеспечивающей постепенное
накопление, уточнение и проверку фактов, идей и концепций, и интенсивной, которая связана с
появлением принципиально новой теории или способа научного мышления.
Психологию научного творчества как раз меньше всего интересуют случаи выведения знания с
помощью правил формальной логики, ибо, с ее точки зрения, такой способ мышления является
репродуктивным, т. е. использующим готовые схемы применительно к новым условиям и
объектам. С позиций психологии, продуктивное мышление (употребляемое зачастую как синоним
творческого) отличается не только новизной получаемого в итоге результата, но и нетривиальным
способом его достижения.
Знание, репрезентируемое научному сообществу в форме научной статьи, доклада и т. п.,
изображает процесс его получения вполне рациональным, логичным, в котором каждый
последующий шаг объективно обусловлен предыдущим. Но, как было показано, естественное
|