Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
остается, за редким исключением, лишь благим пожеланием. Основным предметом психологии
научного творчества по-прежнему является анализ творческого мышления в процессе решения
проблемных (творческих) задач. Поиски специфических характеристик творческого процесса в
основном вращаются вокруг изучения роли интуиции в научном творчестве и механизмов,
лежащих в основе этого феномена.
§ 2. Интуиция и творчество. Стадии творческого процесса
Многие люди, включая и самих психологов, воспринимают интуицию и научное творчество как
синонимы'. Своим происхождением это представление в значительной мере обязано самоотчетам
ученых, в которых зафиксированы их собственные переживания творческого акта. Вот как
передает свои впечатления К. Гаусс: "Решение одной арифметической задачи, над ко-
' Понятие "интуиция" употребляется в науковедческих дисциплинах в двояком смысле: чаще всего
как интуиция-догадка, усмотрение результата "скачком", без промежуточных рассуждений.
Другой смысл, в котором об интуиции обычно говорят философы, заключается в том, что любой
дедуктивный вывод, сделанный на основе обобщения совокупности наблюдаемых явлений,
является интуитивным суждением, поскольку логически недоказуем. Например, утверждение о
том, что установленный закон имеет всеобщую значимость, невозможно проверить средствами
формальной логики. Он может быть подтвержден или опровергнут только практикой применения,
проверкой его предсказаний и иными внелогическими средствами. Е. Л. Фейнберг называет
первый тип интуиции "интуицией-догадкой" или "эвристической интуицией", тогда как второй -
"интуицией-суждением" (Фейнберг, 1992).
68
торой я бился несколько лет, пришло, наконец, два дня назад не благодаря моим мучительным
усилиям, а благодаря благоволению Бога. Решение пришло как неожиданный проблеск молнии. Я
не могу сказать, какова та ведущая ступенька, которая соединила мои прежние знания с тем, что
сделало возможным этот мой успех" (цит. по: Родный, 1975). Сходные наблюдения описаны А.
Пуанкаре, Ж. Адамаром, М. Планком и многими другими учеными, удивленными и
заинтригованными внезапными и, казалось бы, не зависящими от сознательной работы решениями
занимавших их проблем.
Основываясь на этих, а также многих других "свидетельских показаниях", Г. Уоллас в 1926 г.
предложил свою теорию творческого решения научных и изобретательских задач, в котором он
выделил 4 стадии: подготовка, инкубация (или созревание), озарение, верификация (проверка
полученного решения) (Wallas, 1926). Аналогичные стадии были описаны и другими
исследователями творческого мышления в науке.
На стадии подготовки происходит сознательное изучение условий решаемой задачи, выдвигаются
и проверяются различные версии относительно стратегии и тактики ее решения. Все это, по мысли
Уолласа, проделывается на основе уже имеющихся знаний и с использованием знакомых приемов,
успешно применявшихся ранее в похожих ситуациях. Если в результате этого находится
требуемое решение, то такая задача, равно как и процесс ее решения, не считаются, по мнению
Уолласа, творческими, так как представляют собой модификацию уже известного материала и
способов оперирования с ним. Если же желаемый результат не достигается, то процесс переходит
на следующую стадию - инкубации, на которой происходит не контролируемое сознанием
вызревание нужного решения. Внешне это выглядит так, что ученый откладывает в сторону
неподдающуюся проблему и переключается на другие дела, в то время как в его бессознательном
продолжается дальнейшее соединение и перегруппировка идей, т. е. неосознаваемый
мыслительный процесс, приводящий в конце концов к озарению - допуску в сознание той
комбинации, которая может оказаться полезной для решения задачи. И, наконец, сущность
последней стадии - верификации - состоит в проверке соответствия найденного решения
критериям логики и рациональности, а также в восстановлении (или конструировании) цепи
возможных рассуждений, которые должны убедить других ученых в правомерности полученных
выводов.
Вот это озарение, наступающее вслед за инкубацией, и есть интуиция - непосредственное
усмотрение истины, казалось бы,
69
без всяких логических обоснований. Именно таким, непонятно откуда взявшимся, решение
выступает для самого ученого. Ведь его сознанию дан лишь результат, тогда как пути его
|