Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
остается, за редким исключением, лишь благим пожеланием. Основным предметом психологии
научного творчества по-прежнему является анализ творческого мышления в процессе решения
проблемных (творческих) задач. Поиски специфических характеристик творческого процесса в
основном вращаются вокруг изучения роли интуиции в научном творчестве и механизмов,
лежащих в основе этого феномена.
§ 2. Интуиция и творчество. Стадии творческого процесса
Многие люди, включая и самих психологов, воспринимают интуицию и научное творчество как
синонимы'. Своим происхождением это представление в значительной мере обязано самоотчетам
ученых, в которых зафиксированы их собственные переживания творческого акта. Вот как
передает свои впечатления К. Гаусс: "Решение одной арифметической задачи, над ко-
' Понятие "интуиция" употребляется в науковедческих дисциплинах в двояком смысле: чаще всего
как интуиция-догадка, усмотрение результата "скачком", без промежуточных рассуждений.
Другой смысл, в котором об интуиции обычно говорят философы, заключается в том, что любой
дедуктивный вывод, сделанный на основе обобщения совокупности наблюдаемых явлений,
является интуитивным суждением, поскольку логически недоказуем. Например, утверждение о
том, что установленный закон имеет всеобщую значимость, невозможно проверить средствами
формальной логики. Он может быть подтвержден или опровергнут только практикой применения,
проверкой его предсказаний и иными внелогическими средствами. Е. Л. Фейнберг называет
первый тип интуиции "интуицией-догадкой" или "эвристической интуицией", тогда как второй -
"интуицией-суждением" (Фейнберг, 1992).
68
 
торой я бился несколько лет, пришло, наконец, два дня назад не благодаря моим мучительным
усилиям, а благодаря благоволению Бога. Решение пришло как неожиданный проблеск молнии. Я
не могу сказать, какова та ведущая ступенька, которая соединила мои прежние знания с тем, что
сделало возможным этот мой успех" (цит. по: Родный, 1975). Сходные наблюдения описаны А.
Пуанкаре, Ж. Адамаром, М. Планком и многими другими учеными, удивленными и
заинтригованными внезапными и, казалось бы, не зависящими от сознательной работы решениями
занимавших их проблем.
Основываясь на этих, а также многих других "свидетельских показаниях", Г. Уоллас в 1926 г.
предложил свою теорию творческого решения научных и изобретательских задач, в котором он
выделил 4 стадии: подготовка, инкубация (или созревание), озарение, верификация (проверка
полученного решения) (Wallas, 1926). Аналогичные стадии были описаны и другими
исследователями творческого мышления в науке.
На стадии подготовки происходит сознательное изучение условий решаемой задачи, выдвигаются
и проверяются различные версии относительно стратегии и тактики ее решения. Все это, по мысли
Уолласа, проделывается на основе уже имеющихся знаний и с использованием знакомых приемов,
успешно применявшихся ранее в похожих ситуациях. Если в результате этого находится
требуемое решение, то такая задача, равно как и процесс ее решения, не считаются, по мнению
Уолласа, творческими, так как представляют собой модификацию уже известного материала и
способов оперирования с ним. Если же желаемый результат не достигается, то процесс переходит
на следующую стадию - инкубации, на которой происходит не контролируемое сознанием
вызревание нужного решения. Внешне это выглядит так, что ученый откладывает в сторону
неподдающуюся проблему и переключается на другие дела, в то время как в его бессознательном
продолжается дальнейшее соединение и перегруппировка идей, т. е. неосознаваемый
мыслительный процесс, приводящий в конце концов к озарению - допуску в сознание той
комбинации, которая может оказаться полезной для решения задачи. И, наконец, сущность
последней стадии - верификации - состоит в проверке соответствия найденного решения
критериям логики и рациональности, а также в восстановлении (или конструировании) цепи
возможных рассуждений, которые должны убедить других ученых в правомерности полученных
выводов.
Вот это озарение, наступающее вслед за инкубацией, и есть интуиция - непосредственное
усмотрение истины, казалось бы,
69
 
без всяких логических обоснований. Именно таким, непонятно откуда взявшимся, решение
выступает для самого ученого. Ведь его сознанию дан лишь результат, тогда как пути его
Hosted by uCoz