Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
На начальных этапах обдумывания задачи подсказка редко помогает в ее решении. Наибольшим
эффектом обладает подсказка, полученная в тот момент, когда испытуемый перебрал основные
варианты решения и находится в затруднении относительно дальнейшего пути. Именно ощущение
"тупика" либо заставляет человека совсем отказаться от этих попыток, либо активизирует все
более
71
далекие от решаемой проблемы слои опыта, по мере того как использование близких смысловых
содержаний (понятий, образов, аналогий) не приводит к желаемому эффекту. Так что интуитивное
решение, так же как и рациональное, широко использует поступающую извне информацию или
извлекает ее из тайников памяти, хотя и не осознает источника этой информации.
В-третьих, по мнению некоторых "интуитивистов", систематические знания и навыки, богатый
опыт решения типовых задач, имеющиеся у человека, мешают, а не помогают в поиске решения,
так как не дают возможности взглянуть на проблему свежим, непредвзятым взглядом. Однако это
справедливо лишь для очень узкого круга ситуаций, когда, например, внешнее сходство задач
лишь маскирует их различие. Доводя же этот вывод до логического конца, следовало бы признать,
что в таком случае наибольший вклад в науку должны вносить ученые, не являющиеся
специалистами в данной области знания: философы в математику, физики в биологию и т. п.
Между тем известно, что человеку, не имеющему детального предметно-специфического знания,
например биологу, вздумавшему "смаху" решить одну из проблем современной физики, не
удастся это сделать. В лучшем случае он додумается до тех идей, которые уже давно существуют
в данной дисциплине, в худшем - до тех, которые были давным-давно отвергнуты ею как
несостоятельные. Потребуются годы кропотливого труда и постижения азов и премудростей
физического знания, прежде чем такой биолог имеет шанс превратиться в специалиста,
действительно сочетающего в себе преимущества полидисциплинарного взгляда на мир и научные
проблемы.
Что касается решения задачи, то вполне естественно, что человек начинает его с апелляции к уже
имеющемуся опыту: во многих ситуациях он достигает успеха таким путем и экономит время.
Творческому мышлению мешает не прошлый опыт как таковой, а ограниченное число
выдвигаемых стратегий решения, фиксация на неперспективных стратегиях, жесткость
стереотипов, зажатость в оковах привычных схем и способов мышления, неспособность или
нежелание выйти за их пределы. Но для того, чтобы испытуемый сразу отказался от выдвижения
наиболее очевидных гипотез и начал с более смелых и продуктивных, иногда достаточно простого
указания на то, что задача "творческая" или что она "с подвохом".
В-четвертых, справедливо отмечается, что в реальной деятельности ученого выдвижение и
формулировка проблемы является не менее, если не более важным элементом творческого
72
процесса. Хорошо сформулированный, корректно поставленный вопрос в самом себе содержит
определенную подсказку для поиска ответа. Между тем мыслительные механизмы, ответственные
за этот процесс, почти не исследовались, и до недавнего времени этап постановки проблемы даже
не рассматривался в качестве одной из стадий творческого процесса.
Наконец, последнее, но главное соображение состоит в том, что, объясняя один феномен -
творческое мышление - через другой, столь же мало изученный - интуицию, и вдобавок
провозглашая его бессознательный характер, исследователи не сильно продвигаются в их
понимании.
Сейчас, пожалуй, никто не станет оспаривать тот факт, что в ряде случаев решение проблемы
может приходить к человеку как мгновенное "схватывание" ситуации без осознания путей его
получения. Однако заявления типа "в научном мышлении главная роль принадлежит интуиции" на
самом деле являются квазиобъяснениями, так как ничего не проясняют по существу, а лишь
подменяют одно неопределенное понятие другим. Можно вводить какие угодно новые термины -
интуиция, озарение, непосредственное усмотрение и др., но до тех пор пока не будет раскрыто,
что за ними скрывается, какие психологические процессы лежат в их основании, все они так и
останутся описательными, а не объяснительными категориями.
Одно из толкований механизма интуиции сводится к тому, что операции, посредством которых
осуществляется интуитивное решение, тождественны операциям сознательного мышления.
Иными словами, и озарение, и рациональное мышление - суть умозаключения, но в первом случае
|