Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
задачи подобного типа редко встречаются в области фундаментальных научных исследований,
использование данных методов для стимулирования творческого мышления ученых-
исследователей оказывается малоэффективным.
§ 3. Личностные методы стимулирования творческого мышления
Наконец, есть еще группа методов, на первый взгляд не имеющих прямого отношения к
творческому мышлению как таковому, но с успехом применяющихся для развития творческих
способностей личности. Они направлены на снятие более глубоких, нежели стереотипы
мышления, личностно-психологичес-ких барьеров на пути творчества. Их цель - преодоление
внутренних запретов, и в первую очередь запретов на самовыраже-
83
ние чувств, ощущений, взглядов, ценностей личности и т. п. За счет этого происходит
раскрепощение и раскрытие индивидуальности, высвобождение творческих возможностей
человека.
Так, групповая динамика, давно и с успехом применявшаяся для тренинга общения, решения ряда
внугриличностных проблем, использовалась Б. и П. Холлеранами для стимулирования творческих
способностей личности. Они заявляли, что условиями полноценной жизни творческой личности
являются: 1) безопасность (отсутствие ощущения угрозы ее основным ценностям); 2) уверенность
в себе; 3) самоценность; 4) открытость; 5) коммуникабельность.
Разработанная ими специальная программа развития группы позволяет людям открыть и развить в
самих себе все эти качества. Перенося эти качества в свое повседневное поведение, человек
ощущает себя как более зрелую, самостоятельную, активную личность, не боящуюся иметь и
отстаивать собственное мнение, и тем самым развивает свою глубинную, личностную способность
к творческим проявлениям во всех сферах своей жизни и в первую очередь в научной
деятельности.
Два других метода - трансцендентальная медитация (Ф. Трейвис) и методика формирования
личностной целостности и веры в себя (Р. Пиви) - также основываются на тезисе о том, что
творческое мышление не равносильно навыку, который может приобрести каждый, а в нем
находит свое выражение целостная индивидуальность. Поэтому во главу угла эти методы тоже
ставят задачу раскрепощения личности, считая, что ее нормальное развитие является
необходимым условием продуктивного творческого процесса. Они не столько помогают индивиду
находить решение отдельных проблем, сколько увеличивают его внутреннюю свободу, развивают
целостную способность к творчеству во всех областях жизни.
Метод трансцендентальной медитации заимствовал из восточных практик
самосовершенствования ряд идей и приемов, использование которых помогает проникать в
бессознательные слои психики, овладевать собственными психическими процессами и
состояниями, обычно не поддающимися сознательной регуляции. Метод помогает активизировать
правое полушарие и повысить его участие в процессе мышления, а также научиться снимать
стрессы и предотвращать их возникновение. Это достигается путем сосредоточения внимания на
тончайших нюансах собственной мысли до тех пор, пока разум не выйдет за пределы этой мысли
и не придет к ее источнику.
Р. Пиви - автор метода формирования личностной целостности - полагал, что "нормальность" и
психическое здоровье
84
личности тесно связаны с ее способностью к творчеству как в жизни в целом, так и в ее отдельных
областях, например в науке. По его мнению, нормальному человеку органически присущи: 1)
свобода морального выбора; 2) свобода вмешиваться и даже разрывать причинную связь событий;
3) свобода создавать новое, выходить за рамки логической и биологической необходимости.
Конкретные техники, используемые для формирования целостности личности и близкие к
приемам психотерапии, снимают ненужные внутренние барьеры и тем самым открывают
индивиду путь к свободе и творчеству.
На сегодняшний день существует в общей сложности более 30 различных методов
стимулирования творческого мышления, и их число продолжает расти. Большинство из них может
быть отнесено к одной из двух групп: специфические или инструментальные методы и
неспецифические или личностные методы.
Описанные выше способы стимулирования творчества также принадлежат либо к одной, либо к
|