Navigation bar
  Print document Start Previous page
 45 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
 
А
А1
А2
 
 
В
В1
В2
 
 
С
С1
С2
 
 
Элементы столбцов можно комбинировать, например проектировать технологический процесс с
параметрами А1, В2, С4, D3 и т. д.
На использовании алгоритма действий построены и два других метода - рабочие листы (С. Парнз)
и АРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач (Г. Альтшуллер).
Рабочие листы представляют собой описание последовательности шагов, которые надо сделать, и
вопросов, на которые надо ответить, чтобы в конце концов решить поставленную задачу.
Первый этап служит для ориентировки в информационном поле изучаемой проблемы. Его итогом
является понимание того, какие факты нужны для получения решения и где можно их найти.
Главный этап - это поиск проблем, включающий в себя формулировку всех проблем, вытекающих
из поставленной задачи. Следующий шаг - это поиски идей, которые, как и в других методиках, не
должны подвергаться критике на этом этапе. Их оценка производится на другом этапе - поиска
решений, где вырабатываются критерии оценки выдвинутых идей и проводится сама оценка.
Наконец, завершающий этап - разработка конкретных путей осуществления каждой высоко
оцененной идеи.
82
 
Данный метод упорядочивает и организует процесс мышления, поскольку разбивает его на
определенные этапы, помогает сформулировать основные вопросы, без которых невозможно
продвижение к цели, увидеть, какой необходимой информации недостает. Однако сам поиск
информации ничем не ограничен и не направляется какими-либо правилами.
Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) был разработан Г. С. Альтшуллером в 70-х
годах. Он же является автором теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), практическим
приложением которой и стала данная методика.
Изучая в течение многих лет архивы изобретений, автор обнаружил и описал несколько типовых
противоречий, которые, по его мнению, лежат в основании подавляющего большинства
изобретательских задач, и разработал программы (алгоритмы) разрешения и преодоления этих
противоречий. Альтшуллер утверждал, что, имея в руках его методологию и инструментарий
изобретательства, любой человек с инженерным образованием и даже без него способен делать
изобретения "по формуле", а также решать так называемые задачи на сообразительность.
Вышеописанные методы являются средствами организации и стимулирования группового и
индивидуального мыслительного процесса. Они применимы к задачам, весьма различным по
своему предметному содержанию, например для усовершенствования работы отдельных
механизмов, для разработки новых приборов и технологий, для выработки стратегии развития
предприятия и для многих других. Однако все эти задачи объединяет то, что в них довольно четко
формулируются исходные условия и они заведомо имеют хотя бы одно решение. Поскольку
Hosted by uCoz