Navigation bar
  Print document Start Previous page
 44 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
' Изобретательские задачи - такие, в которых требуется найти оптимальное техническое решение,
изобрести новый принцип, способ действия или механизм. Их решение обычно основывается на
оригинальном применении уже известных научно-технических закономерностей, знаний,
открытий,
80
 
задачи; 4) фантастическая аналогия, которая позволяет предложить решение "как в сказке", не
считаясь с законами природы.
Активизация воображения, фантазии, привлечение образов из очень далеких от содержания задачи
сфер опыта помогают разорвать привычные смысловые связи. Помещая объект в совершенно
новый контекст, участники открывают в нем свойства, ранее отступавшие на задний план,
казавшиеся несущественными. Так же как и в "мозговом штурме", основная цель состоит в
устранении стереотипов мышления.
Кроме того, метод синектики обучает, если можно так выразиться, метафорическому мышлению,
умению сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного
уровня (по терминологии Я. А. Пономарева) на другой, актуализировать латентный опыт. Если
"мозговой штурм" направлен на решение задачи "здесь и сейчас" и перенос освоенных способов
мыслительных действий индивид производит уже сам и стихийно, то синектика не только
помогает решению конкретной проблемы, но и закрепляет способы активизации образного
мышления в виде навыка. Метод синектики имеет те же ограничения в своем применении, что и
"мозговой штурм".
Кроме этих двух широко известных методов, существует ряд других, которые знакомы в основном
специалистам в этой области.
С синектикой перекликается метод преодоления инерционного эффекта мышления (Дж. Менделл).
Как видно уже из его названия, главная цель остается все та же - разрушить стереотипы
мыслительного процесса, увидеть новое в уже известном. Да и использующиеся для этого приемы
напоминают таковые из синектики. Различие состоит в том, что этот метод предназначен для
индивидуального "употребления" и содержит рекомендации по организации творческого процесса
не только на ограниченном отрезке времени, но и на более длительный срок. Вот некоторые из
них: 1) стремиться представить объект в неожиданной обстановке; 2) установить смысловую связь
между данным объектом и любым другим, взятым наугад; 3) задавать как можно больше вопросов
по поводу объекта (например, можно ли его сжать, увеличить, заменить? на что это похоже? как
это получается? из каких частей состоит? для чего это годится?); 4) заходить в магазины и
библиотеки, просматривать любую привлекающую внимание литературу; 5) отсрочить решение
неподдающейся задачи до момента, когда почувствуется вдохновение; 6) фиксировать на бумаге
все идеи, приходящие в голову в связи с решением текущей проблемы или имеющие к ней
отдаленное отношение.
 
0-1860
81
 
Совершенно иной принцип лежит в основе метода морфологического анализа, предложенного Ф.
Цвикки и также с успехом применяемого в конструкторских разработках и изобретениях. В
отличие от трех предыдущих, этот метод основывается на строгом системном анализе, цель
которого - выделить в изучаемой системе основные компоненты-ступени, описывающие какое-
либо сложное изделие или технологический процесс. По итогам анализа составляется матрица,
которая имеет следующий вид:
 
 
Компонент
Средства и методы, используемые в работе каждого компонента
Альтернативные методы, которые могут быть использованы для А, В, ...
 
Hosted by uCoz