Navigation bar
  Print document Start Previous page
 48 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
86
 
Часть II. Психология научного общения
Глава 1. Общение и творчество §1. Научное общение
Принцип нераздельности творчества субъекта и его включений в систему социальных связей
является одним из важнейших для понимания творческого процесса и творческой личности.
Это положение придает принципиально новую ориентацию конкретному изучению творчества в
различных сферах культуры, в том числе и в сфере научной деятельности, позволяет преодолевать
субъективизм и индивидуализм в трактовке творческого акта. Разнообразие неповторимых стилей
мышления интеллектуальных ориентации общающихся между собой ученых создает необходимые
предпосылки для зарождения и опровержения гипотез и теорий, для решения творческих задач.
Научное исследование представляет собой специфическую форму деятельности, существенно
отличную по ряду параметров от других ее форм. Его содержание, структура и динамика
предъявляют особые требования к психологическим возможностям личности. Если способность к
мышлению в научных понятиях, к усвоению и применению научных истин есть общечеловеческое
свойство, то способность к добыванию этих истин, генерированию новых идей, изобретению
методов и т. д. не распределена по людям равномерно. Научный талант так же редок, как и
художественный. Вместе с тем он, подобно последнему, характеризуется градуированностью,
воспитуемостью, специфичностью по отношению к различным предметным областям.
Специфика научной деятельности, ее предмета необходимо должна быть принята во внимание,
чтобы объяснить сложность тех многомерных процессов, которые имеют место при общении
между учеными.
Научное творчество - многоаспектно. Его предметно-логический аспект выступает перед нами в
первую очередь как возникновение и преобразование научных идей.
С давних времен хорошо известен и личностный аспект науки. Нашими вечными спутниками
являются образы великих ученых, самоотверженно служивших научной истине.
87
 
Несравненно менее изучено многообразие социальных связей между людьми науки. Эти незримые
связи, как бы ускользающие, неуловимые для поверхностного наблюдателя, при более
пристальном рассмотрении оказываются первостепенно важными как для производства знания,
так и для личной судьбы каждого отдельного участника. Так, один из создателей современной
физики Джеймс Кларк Максвелл неоднократно указывал, что если бы не его общение с другим
физиком - Вильямом Томсоном, то он не смог бы сформулировать свои знаменитые уравнения.
А роль переписки ученых, столкновение взглядов которых не раз рождало "вспышки гения"? А
научные школы, в недрах которых идет повседневная кропотливая работа, без которой не было бы
ни смелых гипотез, ни великих открытий? Кто из физиков не знает про Сольвеевские конгрессы,
на которых в процессе дискуссий и обсуждений стало привычным то, что некогда даже наиболее
передовым ученым казалось абсурдным и диким? Во всех этих случаях обнажается внутренняя
динамика идей, социальной плотью которой является реальное и непосредственное общение
ученых и их объединений.
В современную эпоху роль коллективного начала в науке неизмеримо возросла и с каждым днем
становится все более важной.
Творческая личность неповторима. Печать уникальности лежит на ее проектах и озарениях.
Личностное невозможно изгнать из науки. И вместе с тем научное творчество изначально
коллективно, социально. За каждым его проявлением скрыта работа множества умов. Лишь
завязывая с первых же шагов в науке все усложняющиеся научные контакты, индивид осваивает
нормы и ценности сообщества, членом которого он становится.
Ныне принято говорить, что время одиночных научных талантов безвозвратно ушло в прошлое,
что идеи производят теперь исследовательские "комбинаты" и целые "фабрики" знаний. Это
суждение верно лишь в том смысле, что ныне изменился характер отношений между
индивидуальным и коллективным творчеством.
Острая потребность в непосредственном личном общении между учеными осознавалась ими с тех
пор, как возникла сама наука. Представление ученым новых идей, критика и одобрение этих идей
на суде своих коллег являются важным фактором как в развитии научных идей, так и в моральном
стимулировании ученого.
"Чтобы плодотворно заниматься наукой, - писал "отец" кибернетики Н. Винер, - мне прежде всего
Hosted by uCoz