Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
нужно иметь возможность обмениваться мыслями с другими учеными" (Винер, 1967). Сама
кибернетика была создана группой ученых разных специ
 
альностей. Среди них, наряду с математиками и техниками, были физиологи и психологи. Они
образовали неформальный (не имеющий официального статуса) коллектив. В нем они
непринужденно, соответственно своим интересам и способностям, общались между собой,
совместно раздумывая о принципах построения новой науки.
П. Л. Капица указывал, что отсутствие адекватной научной общественности в России и
невозможность общения с зарубежными коллегами составляли трагедию величайшего русского
ученого М. В. Ломоносова. Как известно, М. В. Ломоносов отрицал возможность действия на
расстоянии посредством тяготения или электрического взаимодействия. Считая, что "сколько от
одного тела отнимется, столько присовокупится к другому", он полагал, что тело, приобретающее
скорость, должно отнять скорость у окружающей тело среды. Это вызвало необходимость
введения среды с подобными свойствами (Ломоносов постулировал ее существование) и привело
Ломоносова к отрицанию универсальной связи между весом и массой тел через ускорение
свободного падения, в то время как со времени открытия Ньютона это стало общепризнанным
почти всеми учеными законом (Капица, 1974, с.166).
П. Л. Капица объясняет это тем, что М. В. Ломоносов в свое время испытал влияние Христиана
Вольфа, ученого с ограниченным физическим мышлением, поставившего в центр механики
соударение шаров.
"По-видимому, Вольф не привил Ломоносову элементов конкретного математического мышления,
без которого трудно воспринимать механику Ньютона", - пишет П. Л. Капица (Капица, 1974).
Ломоносов "не имел возможности встречаться с такими учеными, как Бернулли и Эйлер, которые
прекрасно знали механику Ньютона. Если бы это общение существовало, то не произошло бы
этого заблуждения Ломоносова".
Противоположным примером здесь может служить поездка физика Фарадея по Европе, во время
которой он лично познакомился практически со всеми виднейшими физиками Европы, в
частности с Ампером, Вольта, Гей-Люссаком, Гумбольдтом, Дюма, участвовал во множестве
совместных успешных физических и химических экспериментов совместно с Дейви и другими
учеными Франции, Италии, Германии, Бельгии, Швейцарии.
Сам Фарадей, отправляясь в путешествие, писал: "Это начало новой эпохи в моей жизни". Можно
ли представить себе лучший образец общения? Отдалившийся от людей вследствие болезни
Фарадей до самой смерти через своего ученика Тиндаля получал полную информацию о
состоянии науки того времени.
89
 
Наконец, нельзя забывать о переписке Фарадея, например с молодым Максвеллом, в процессе
которой оба ученых высказывали суждения, из которых явствует, что они, ощущая
нарождающиеся запросы логики развития науки, спешили выразить их и представить на суд друг
другу.
Ученые не удовлетворяются той информацией, которая доступна для них посредством обычных
публикационных каналов - книг, журналов, статей, справочников и т. п. "Чтобы ученый своими
работами мог влиять на коллективную работу, - пишет П. Л. Капица, - необходимо личное
общение, необходим живой обмен мнениями, необходима дискуссия, всего этого не может
заменить ни печатная работа, ни переписка. Почему это происходит, не так легко объяснить. Я
думаю, что большинство из нас по своему опыту знает, как необходим личный контакт между
людьми при согласовании творческой деятельности. Только когда видишь человека, видишь его
лабораторию, слышишь интонацию его голоса, видишь выражение его лица, появляется доверие к
его работе и желание сотрудничества с ним. По этой же причине никакой учебник не может
заменить учителя" (Капица, 1974, с. 123).
В настоящее время в связи со стремительной компьютеризацией исследований, развитием
кибернетических методов и методов теории информации возникла тенденция отождествлять
общение с "коммуникацией", с процессами "передачи информации". Но это крайне одностороннее
понимание общения, которое имеет свою психологическую специфику, в том числе - в науке.
Обмен информацией, а также внутренняя критика, обсуждение, моральная поддержка не
исчерпывают всего содержания общения. В процессе общения его участники неосознанно
передают друг другу и усваивают те компоненты, которые не могут быть строго формализованы:
Hosted by uCoz