Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
стиль мышления, подход к проблеме, ощущение перспективности нового направления и Др. Все
это "личное знание" (термин, предложенный английским физико-химиком М. Полани) не может
быть усвоено и передано без непосредственного общения.
По мнению Полани, для приобщения к науке необходим непосредственный личный контакт
между начинающим ученым ("подмастерьем") и опытным мастером. Без прямого контакта первый
не сможет перенять от второго ту часть личного знания, которую нельзя усвоить из книг и без
которой в то же время невозможно научное творчество.
Полани отмечает, что среди ученых распространено мнение о научном исследовании как о чем-то
совершенно свободном от личностных, в частности эмоциональных факторов. Это может
90
оказать отрицательное воздействие на начинающих научных работников.
Всякое отступление от привычных логических схем, всякий взлет фантазии или интуитивную
догадку они начнут отвергать как несовместимые с научными идеалами объективности и
рациональности.
Полани проводит различие между расчлененным и нерасчлененным мышлением. Последнее имеет
свой особый "внутренний язык". Чтобы научиться ему, нужно работать с ученым, который уже
владеет этой формой мышления, наблюдать за его деятельностью, стремиться подражать ему. Как
бы далеко ни продвинулась формализация умственных процессов, она никогда не снизит ценность
непосредственного опыта личности, как и опыта ее прямых контактов с другими людьми (а не
только с компьютерами). Соответственно, обогащение и умножение этого опыта является одним
из важных условий эффективности научного труда. То, что само знание представляет собой
единство формализованного и неформализованного, дает возможность в разных случаях
анализировать его разные ипостаси, как, например, рассмотрение света в одних случаях "выгодно"
вести с точки зрения волновой теории, в других - с точки зрения квантовой.
Стало быть, как в интеллектуальном плане, так и в мотивационном включенность в систему
непосредственных связей с "учителем", "мастером", владеющим (хотя бы безотчетно) тайнами
творчества, оказывает огромное воспитательное воздействие на начинающего ученого.
Таким образом, выявляется определенная противоречивость процесса общения типа "учитель -
ученик". Только в общении со зрелыми учеными, в наблюдении за их деятельностью, перенимая у
них определенные каноны, складывается личность, способная идти своим собственным путем и
только поэтому реализовывать свою функцию - внести неповторимый вклад в социальное дело
науки.
Это противоречие своеобразно проявляется на различных уровнях взаимодействия между людьми
науки, которые всегда учатся друг у друга и претендуют на то, чтобы сказать свое собственное,
еще никем не высказанное слово. Нераздельность познания и общения выступает здесь в качестве
основного стержня процессов общения. Прямое (устное) и опосредованное печатным словом
общение - это не внешние по отношению к познавательной активности ученого "каналы
коммуникации", свойства которых безразличны для текущих по ним потоков идей (подобно тому,
как свойства проводника не влияют на содержание электрических импульсов).
91
Общение является не только необходимым, но качественно своеобразным фактором научной
деятельности, имеющим особое строение и собственные механизмы, неотделимые от механизмов
познания и вместе с тем не совпадающие с ними.
Говоря о плодотворности общения типа "учитель - ученик" или "мастер - подмастерье", мы
акцентировали внимание на плодотворности такого типа контактов для "младшей" стороны.
Возможно, не меньшее значение имеет "поток общения" обратного направления - от ученика к
учителю.
"Те, часто нелепые вопросы, которые задают студенты после лекции, исключительно
стимулируют мысль и заставляют с совершенно новой точки зрения взглянуть на то явление, к
которому подходим всегда стандартно, и это тоже помогает творчески мыслить"(Капица, 1974, с.
135).
Другой не менее важной характеристикой потока общения "ученик - учитель" или "подмастерье -
мастер" является то, что общение такого типа активно препятствует "ригидизации" умственных
стереотипов, которыми оперирует "мастер".
По мнению П. Л. Капицы, Резерфорд прекрасно понимал значение, которое для него самого имели
|