Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
102
открытой системы взаимодействующих переменных (компонентов). Мы исходим из того, что эта
система трехкомпонентна, что ее образуют предметно-логическая, социально-научная и лич-
ностно-психологическая переменные. Каждая из них до формирования науковедческого синтеза
имела свое представительство в дисциплинах, обращавшихся в той или иной связи к различным
аспектам науки - логике, социологии и психологии.
Сложившиеся на почве указанных дисциплин подходы, приемы объяснения, модели, входя в
науковедческий синтез, преобразуются соответственно специфике науки как исторически
развивающейся формы деятельности.
Научная дискуссия представляется прежде всего феноменом, относящимся к разряду
коммуникаций. Однако общение в науке подчинено задаче добывания особого знания. С формами
и структурами знания, способами его организации имеет дело логика. Соответственно изучение
коммуникативного аспекта науки (в частности, дискуссий, которыми полна ее история) и ее
логического аспекта нераздельно.
Понятие о логическом аспекте многозначно. Логика в составе науковедения должна
"адаптироваться" к специфике мышления, решающего научные проблемы. Это мышление, во-
первых, сосредоточено на определенной предметной сфере (фрагменте реальности), во-вторых,
исторически изменчиво. Поэтому в науке специфические для нее логические структуры
приобретают предметно-исторический характер. Их изучение требует особых приемов, создания
специального концептуального аппарата, отличного от аппарата как философской логики
(методологии), так и логики формальной (и математической).
Разработка этого особого направления в качестве составной части науковедения только
начинается. Чтобы отграничить его от других способов логического анализа научного знания,
назовем его логикой развития науки. Термин "развитие" указывает на то, что речь идет об
исторически изменчивых формах или "фигурах", об их преобразовании в процессе реальной
эволюции аппарата научного познания.
Вопрос о строении этого аппарата, определяющего зону и угол видения ученым конкретной
исследовательской ситуации и способы действия в ней, не может быть решен средствами логики,
занятой установлением универсальных и общезначимых правил мышления. Но он не может быть
решен и средствами психологии, изучающей реальные операции человеческого ума. Психология
имеет дело с личностью или межличностными отношениями, от которых аппарат, организующий
производство нового научного знания, независим. Его независимость от про-
103
цессов интеллектуальной активности конкретных субъектов дает основание уподобить его
схемам, описываемым логикой.
Но он, как отмечалось, отличен от ее схем своей предметностью и историчностью. Это сближает
его с подходом, принятым в историко-научных исследованиях. На данные последних и опирается
логика развития науки. Отличает же ее от них установка на "формальность", на формализацию
знания и способов его построения. Угол зрения, под которым оно формализуется, отличен от
других приемов логического анализа тем, что реконструируется инвариантное в конкретном
теоретическом и эмпирическом составе определенной области науки, во множестве образующих
эту область концепций, открытий и гипотез.
К инвариантным регуляторам конкретных теоретических построений относятся различные
предметные категории научной мысли. Они условно названы предметными с целью отличить их
от всеобщих философских категорий, действительных для любых актов деятельности
человеческого ума.
В исторической реальности, как уже отмечалось, предметно-логическое является нераздельным
компонентом целого, другие компоненты которого представлены социально-научным и
личностно-психологическим "параметрами".
Обращение к последним и позволяет рассмотреть смену форм и структур научного познания не
как чисто логическую, "интернальную динамику", а с точки зрения ее зависимости от факторов,
которые движут этим процессом в исторической реальности. К этим факторам относится и
научная дискуссия. Будучи феноменом, органично включенным в научный поиск, она вспыхивает
и длится не по прихоти ее участников. Подобно тому как движение их мысли в проблемной
ситуации подчинено объективным законам, действующим, как говорил Л. С. Выготский, "с силой
|