Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
стальной пружины", со столь же неотвратимой силой они вовлекаются в дискуссии. Побуждают
их к этому обстоятельства, связанные со спецификой труда в области науки.
Этот труд представляет собой производство нового знания, соответствующего принятым в ученом
мире критериям, с чем сопряжено старение прежнего знания. Приняв во внимание отмеченные
выше требования к труду в области науки, следует признать, что ученый - это всегда "человек в
споре".
Но не всякий спор приобретает характер дискуссии. Ее непременное условие - реальное
взаимодействие конкретных лиц (или их групп), представляющих стороны, каждая из которых
притязает в противовес другой, реагируя (посредством теоретических и эмпирических
контраргументов) на ее возражения, на ббльшую адекватность своих идей истине. Обе стороны
ориен-
104
тированы на признание их правоты научным сообществом, которое контролирует дискуссию и
выносит свой приговор. Чтобы утвердиться в этом сообществе, новое знание должно пройти
двоякого рода испытания: в тигле практики и в состязании с другими претендентами на
сертификат научного сообщества.
"Чистое", отрешенное от производящего его субъекта знание существует только в абстракции. В
действительности же за ним всегда стоят живые люди, для которых оно является кровным делом.
Появление новой идеи означает изменение не только состава знания, но и социальной позиции ее
генератора, отныне притязающего на лидерство в разработке данной проблемы. Он вынужден
отстаивать достоинства этой идеи, ее преимущества перед другими подходами и решениями, в
свою очередь защищаемыми конкретными персонами.
Социальный контекст, в котором возникает новое знание, представляет собой не внешнюю
декорацию к той "драме идей", которая разыгрывается в недрах науки. Он органично включен в ее
"фабулу". Общение - это не просто "обмен мнениями", "передача информации" и т. д. Это
сложный процесс, в котором каждое мнение (знание) имеет тройной знак. Оно значимо
предметно-логически (представляет определенное событие в развитии познания, одно из делений
категориальной "шкалы"), социально-научно (получает оценку научного сообщества) и лич-
ностно (занимает определенное место в шкале ценностей данного ученого). Из этого явствует, что
объяснение механизма дискуссии включает ее аксиологический анализ в качестве непременного.
Научная дискуссия возникает, когда знания, которыми обмениваются участники процесса
общения, начинают различаться по своей ценности.
По отношению к предмету исследования ценностью является истинность знания. На эту ценность
ориентированы и сообщество, и личность. Движение познания изменяет ценность идей, рождая
коллизии, влияющие на поведение и отдельных ученых, и их сообществ. Наиболее крутое падение
ценности одних идей и возрастание ценности других наблюдается в периоды преобразования
категориальных структур.
Глава 2. Школы в науке
Наука как живая система, - это производство не только идей, но и творящих их людей. Внутри
самой системы идет непрерывная незримая работа по построению умов, способных решать ее
назревающие проблемы. Школа, как единство исследования,
105
общения и обучения творчеству, является одной из основных форм научно-социальных
объединений, притом древнейшей формой, характерной для познания на всех уровнях его
эволюции. В отличие от организаций типа научно-исследовательского учреждения школа в науке
является неформальным, т. е. не имеющим юридического статуса объединением. Ее организация
не планируется заранее и не регулируется административным регламентом.
В этом отношении она подобна таким неформальным объединениям ученых, как "незримые
колледжи". Этим термином обозначена не имеющая четко очерченных границ сеть личных
контактов между учеными и процедур взаимного обмена информацией (например, так
называемыми препринтами, т. е. сведениями о еще не опубликованных результатах
исследований).
"Незримые колледжи", возникающие в силу внутренней потребности ученых в общении с
коллегами, которые разрабатывают одни и те же (либо сходные) проблемы в различных
организационных структурах, являются, по мнению Д. Прайса, основным типом боевых единиц
|