Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
науки на переднем крае познания. Появление "незримых колледжей", как он полагал, "лишь
логическое расширение давно известного принципа школы: великий профессор со своей командой
подающих надежды учеников. Явления этого рода хорошо известны по именам Резерфор-да и
Либиха..."'.
Но сам по себе признак неформальности не дает оснований не замечать различий между
"незримым колледжем" и школой в науке.
"Незримый колледж" относится ко вторичному - экстенсивному - периоду роста научного знания.
Он объединяет ученых, ориентированных на решение совокупности взаимосвязанных проблем,
лишь после того, как в недрах небольшой компактной группы сложится программа исследований
и будут получены решающие результаты.
В "колледже" имеется продуктивное "ядро", обрастающее множеством авторов, которые лишь
репродуцируют в своих публикациях, препринтах, неформальных устных контактах и т. д.
действительно новаторские идеи этого "ядра", оболочка вокруг которого может сколь угодно
широко разрастаться, ведя лишь к репродукции знания, уже вошедшего в фонд науки. Поэтому в
поисках факторов, определяющих интенсивность исследований, необходимо обратиться к "ядру"
колледжа, которое зачастую является школой - исследовательским коллективом.
Цит. по кн.: Школы в науке. - М., 1977. - С. 122.
106
Не всякая школа лидирует в перспективном направлении исследований. Возможны ситуации,
когда ее программа себя исчерпала. В этих случаях, продолжая ее отстаивать, школа объективно
становится преградой на пути исследования проблем, в которых она прежде успешно
продвигалась.
Однако и эти случаи утраты некогда жизнеспособным научным коллективом своей
продуктивности заслуживают серьезного анализа, поскольку они позволяют выявить факторы, от
действия которых эта продуктивность зависела (подобно тому как изучение патологических
состояний может пролить свет на работу здорового организма).
Школа в науке - творческое образование, имеющее свои циклы рождения, расцвета, упадка,
исчезновения с исторической арены. Она существует, поскольку производит теоретическое и
эмпирическое знание. Производство же это предполагает определенную исследовательскую
программу. Она и служит основой сплочения школы в особую целостность. Поэтому успехи (или
неудачи) школы, ценность ее вклада зависят прежде всего от перспективности ее программы.
Не по количеству приверженцев, публикаций, цитирований и т. п., а по качеству программы
определяется степень влияния школы на научный прогресс. Но ведь программа может
выполняться ученым единолично, независимо от группирующихся вокруг него исследователей.
Известно, что многие гении, творчество которых произвело подлинную революцию в наших
знаниях о природе, не создали школ. Таковы, например, Гельмгольц, Эйнштейн, Планк. Стало
быть, чтобы сплотилась школа, необходима не только программа, какой бы эвристически сильной
она ни была, но и другие
условия.
Можно было бы выделить три категории исследователей. Одни не имели научной школы и
выполняли свои исследовательские программы, сколько бы их ни было, индивидуально. Другие,
напротив, неизменно нуждались в учениках, служа в свою очередь центром притяжения для
молодых исследователей. Таковы, например, К. Людвиг, И. П. Павлов, К. Халл и др. Наконец, еще
одну категорию составляют ученые, вокруг квторых научная школа как исследовательский
коллектив складывается в один из периодов их творчества, на основе одной из программ, тогда
как другие программы разрабатываются ими единолично. Таковыми были Сеченов и Вундт.
Анализ их деятельности позволяет проследить зависимость формирования школы от
обстоятельств, в силу которых исследователь создает школу с тем, чтобы затем
107
вновь возвратиться к самостоятельной работе по собственной программе.
Наука является общечеловеческим творением и достоянием. Ее истины, как и запечатлеваемая в
них природа вещей, не зависят от национальных и расовых различий. В устройстве человеческого
мозга нет ничего, что могло бы придать познанию хоть тень национальной ограниченности или
национального превосходства. Умственное родство людей земного шара коренится не только в
|