Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
может быть константным и нерасчлененным свойством, не зависящим от условий ее реализации.
Специфика способностей к творчеству в науке может быть раскрыта лишь в контексте общего
учения о продуктивном мышлении как особом уровне интеллектуальной активности,
предполагающем преобразование знания о действительности для созидания новых социально
значимых ценностей. Нельзя диагностировать творческие способности, не проведя индивида через
систему задач (приобретающих характер тестов), сама предметная структура которых предъявляет
к интеллекту требования, актуализирующие искомые возможности этого индивида. Построение
такой системы задач, ее тщательная опытная проверка на статистически достоверной выборке,
использование вариационной статистики и факторного анализа позволяют перейти от чисто
интуитивного к научно обоснованному определению способностей к творчеству в науке.
Проблема не исчерпывается возможно более ранним выявлением талантов. Способности
воспитуемы. Хотя они и не могут быть отождествлены с фактическими достижениями личности,
нельзя вместе с тем и считать их неизменными, сохраняющими свое качество безотносительно к
образу жизни и деятельности человека.
Изучение формирования способностей к творческой деятельности неизбежно сталкивает нас с
вопросом о возрастной динамике творчества. Любая способность, в том числе и способность к
научному творчеству, - динамическое образование. Она проявляется с различной интенсивностью
и на разном уровне в различные периоды жизни.
15
 
Объектом психологии служит психически регулируемое поведение человека на протяжении всего
жизненного пути. Говоря о формировании ученого, о динамике его творчества, несправедливо
было бы ограничиться каким-либо отдельным периодом, игнорируя тот факт, что каждый период,
какими бы существенными признаками он ни отличался от другого, представляет лишь компонент
нераздельного, единого процесса жизни личности. Детство или юность в формировании
творческой личности может иметь не меньшее значение, чем зрелые годы. По данным известного
американского психолога Д.Макклеланда, изучавшего динамику творчества большой группы
современных физиков, у многих из них уже в возрасте от 5 до 10 лет ясно проявлялся интерес к
раскрытию "связи вещей", к проникновению в "тайны мира". С другой стороны, специального
анализа заслуживает вопрос о творческих возможностях ученого в пожилом возрасте.
Проблема возрастной динамики важна как в плане работы научных коллективов, так и в более
широком социальном плане, а именно для эффективного использования преимуществ каждой
возрастной категории. По данным некоторых психологических и геронтологических
исследований, способность разрабатывать новые идеи, новые методы у ученых в возрасте свыше
40 лет начинает убывать, но сохраняется умение эффективно использовать приобретенную
информацию.
Указанный вопрос пока что исследуется путем выявления корреляций между возрастом, с одной
стороны, количеством открытий и "лучших вкладов" - с другой. Остается неизученной
зависимость достигнутого в тот или иной возрастной период научного результата от состояния
(уровня развития) соответствующей области знаний, ее запросов к специальным, а не только к
общим способностям ученого.
Творческий потенциал исследователя не автономен по отношению к проблеме или области, где он
проявляется, и не ограничен только изменением психофизиологических функций. Переключение
на новую проблему или переход в новую область может стимулировать подъем творческих сил
работника, пик творчества которого, казалось, уже пройден.
Конкретно-научная работа в области психологии познания, личности, способностей проходит
теперь в совершенно иной атмосфере, чем в предшествующий период. "Творчество - популярный
для нашей современной культуры термин. Он обозначает чуть ли не все то, что общество считает
желательным", - так охарактеризовал новую социальную обстановку американский журнал
"Современная психология".
16
 
Сдвиг в умах психологов, обусловленный сдвигами в материальном и духовном производстве,
первоначально совершился в области, непосредственно связанной с нуждами практики, а именно в
области тестологической работы. На протяжении десятилетий в ней незыблемо царила вера в IQ
("коэффициент интеллекта") как надежное мерило уровня умственных способностей. измерение
зависит от характера инструмента, с помощью которого оно производится. Тесты могли выявить в
Hosted by uCoz