Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
интеллекте тестируемого не более того, что содержалось в требованиях предъявленных заданий.
Задания же отбирались исходя из статистически достоверного факта их выполнимости данным
контингентом лиц (например, детьми определенного возраста, лицами данной профессии и т. п.).
Стало быть, оценка интеллектуальных возможностей или достижений тестируемого находилась в
прямой зависимости от соответствия его результатов результатам, показанным сообществом, с
которым он соотносился. Иначе говоря, тестологическая процедура (имеющая своим назначением
отбор кадров) в самой своей основе предполагает стандарты, любое отклонение от которых дает
ухудшение показателей и снижение оценки со всеми вытекающими отсюда последствиями для
практики. Поскольку же применение тестов в некоторых западных странах (в особенности в
США) служит важнейшим кадровым регулятором, то постепенно утверждается установка на
приспособление интеллекта к тем стандартным приемам, на владение которыми рассчитаны
тесты.
Тесты культивировали конформизм, неоригинальность, стремление следовать тому, что
навязывалось в качестве образца. Новые социальные интересы, порожденные научно-технической
революцией, привели к кризису тестологии. Принятая техника тестирования не только не
выявляла творческие способности, потребность в культивировании которых становилась все более
острой, но и браковала людей, склонных к оригинальному, нестандартному способу мышления.
Возникла коллизия, приведшая к тому, что к прежней системе тестирования интеллекта
американские психологи присоединяют еще одну, разработанную в конце 40-х - начале 50-х годов
Л. Терстоном, Дж. Гилфордом и их учениками. Вторая система содержала множество тестов,
призванных определить (с помощью факторного анализа и других статистических методов)
специфически творческие признаки личности.
К факторам, характеризующим творческое выполнение тестовых заданий (а тем самым, как
предполагалось, и творческую личность), были отнесены чувствительность к проблеме,
подвижность ума и др. Разделение понятий об интеллекте и творче-
0-1860
17
стве (операционально определяемых с помощью тестов) Ослабило веру во всемогущество
"коэффициента интеллекта" как определителя уровня умственных способностей и позволив
отказаться от низкой оценки возможностей тех, кто не отличался хорошими показателями при
приложении к уму стандартной шкалы, требующей безошибочных ответов на лишенные
серьезного познавательного значения вопросы. Новый подход к тестированию отразил нужду в
кадрах, способных изменять стереотипные формы познания и действия, а не приспосабливаться к
ним. Дивергентность, оригинальность мышления, стремление к необычным решениям трактуются
теперь как самые драгоценные свойства личности. Внимание психологов обращается к такой
"избыточной", с прагматической точки зрения, и "фиктивной", с точки зрения бихевиоризма,
способности, как воображение, для испытания которой используются так называемые
проективные тесты (Роршаха, тематико-апперцептивный тест и др.). Преимущество проективных
тестов в том, что в них зависимость динамики образов от внешних раздражителей сведена до
минимума, благодаря чему спонтанные тенденции этой динамики, обусловленной внутренней
жизнью личности, могут быть диагностированы более эффективно, чем в обычных тестах.
Опыты Д. Маккиннона, Ф. Бэррона и других показали, в частности, что реакции на бесформенные
пятна различного цвета у ученых, отнесенных компетентными экспертами к разряду творческих,
отличались необычностью и неожиданностью. Если, скажем, тривиальной реакцией на одно из
пятен был ответ "обезьяна", то человек творческий реагировал на то же пятно фразой:
"Роденовский "Мыслитель" выкрикивает "Эврика!"".
К проективным тестам присоединяется эксперимент. Р. Кратчфилд, видоизменив методику С.
Аша, экспериментально измерял тенденцию к конформизму как отрицательно влияющую на
творчество. Пять испытуемых размещались каждый в отдельном боксе. При предъявлении какого-
либо раздражителя испытуемый мог сообщить свое суждение о нем с помощью электрической
сигнализации остальным членам пятерки. Экспериментатор, произвольно заменяя сигналы о
правильных ответах сигналами, соответствующими ошибочным ответам, выяснял степень
воздействия мнения группы на каждого испытуемого. По данным Кратчфилда, научные работники
по сравнению с другими категориями обнаружили наименьшую тенденцию к конформизму, к
|