Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
подчинению своего суждения о воспринимаемых объектах суждению группы, внушавшему
ошибочный ответ.
Наряду с тестологическим и экспериментальным изучением творческого процесса и творческой
личности широко разверну-
18
 
лись статистические обследования ученых с целью выяснения корреляций между образованием и
успешностью профессиональной рароты, возрастом и динамикой творчества. Влияние
организации творческого труда на его продуктивность, специфика творческого труда в различных
областях науки и техники, его зависимость от мотивации, внешних факторов, структуры
коллектива и ряд других проблем, непосредственно связанных с повышением эффективности
научных исследований, становятся предметом специального психологического анализа.
В связи с радикальными изменениями в способах управления научными организациями,
углубляющимся воздействием науки на производство и потребление появляется особый раздел
психологии, рассматривающий вопросы руководства научными коллективами, построения и
реализации программы эффективного использования творческих умов в науке и технике.
Таким образом, в середине XX века произошла переориентация психологических исследований
творчества. Она выразилась прежде всего в отказе от презумпции уникальности творческого акта
и творческой личности. На смену представлениям о том, что своеобразие этой личности
обусловлено генетическими, патологическими или какими-либо иными отклонениями от
нормального психического статуса, приходит убеждение во всеобщности творческих потенций,
лишь актуализируемых в различной степени.
Индустрия и наука требовали все возрастающего количества людей, способных к повседневным и
планомерно организуемым творческим решениям. Сам по себе факт широкого распространения в
50-60-х годах тестов, имеющих целью выявление творческих компонентов личности, поучителен.
Ведь тесты являются средством массового определения индивидуальных различий. Стало быть, и
нужда в них возникла в силу того, что потребовалось дифференцированное изучение больших
групп людей.
Другая, существенно новая особенность работ по творчеству состояла в переходе от описания и
объяснения феноменов к попыткам непосредственного практического воздействия на них. Если
творчество не апокалипсическое видение, а будничная работа, то почему оно не может стать
предметом регулирования и управления, подобно любой другой деятельности?
Прямая зависимость технического прогресса (экономического эффекта, прибыли и т.п.) от
качества вложенных в него научных усилий побудила разрабатывать приемы интенсификации
этих усилий, в особенности в необычных по сравнению с прежними условиях группового
творчества. Широкое использование вычислительной техники, развитие кибернетики внесли но-
2*
19
 
вые тенденции в содержание и методы научного труда. Наряду с передачей электронным
устройствам операций, достигших высокого уровня формализации, предпринимаются попытки
технического моделирования процесса творческого поиска и открытия нового знания (эвристика).
Благодаря изучению поведения людей науки и их личностных особенностей путем тестирования,
интервьюирования, эксперимента, технического моделирования накопился обширный
эмпирический материал. Стали отчетливо вырисовываться контуры новой области исследований,
которая изучает психологическое своеобразие деятельности людей, производящих новое знание.
Если с позиций философской идеализации развития знаний безразлично, в чьих головах эти
знания зарождались, что они стоили конкретным индивидам и т. д., то при решении таких
жизненно важных в нашу эпоху задач, как воспитание, отбор и эффективное использование
творческих способностей людей науки, приходится иметь дело не с логическими идеализациями, а
именно с конкретными индивидами, их умом и характером, их эмоциями и волей, короче - с их
психологическим миром, который описывается в совершенно иных терминах, чем мегамир науки.
Психология науки складывается в кругу междисциплинарных исследований, интенсивное
развитие которых определяет общий прогресс научной психологии. Эта новая отрасль
отпочковывается от других на путях синтеза различных направлений как внутри психологии
(которая ныне сама представляет сложный комплекс многих дисциплин), так и вне ее.
Дифференциация совершается посредством интеграции. Психология науки вбирает и синтезирует
применительно к своему объекту достижения в изучении механизмов познавательного процесса,
Hosted by uCoz