Navigation bar
  Print document Start Previous page
 70 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
деятельности, от того, носителем какой роли он является. Однако есть несколько универсальных
ролей, выполнение которых необходимо практически в любой научной группе. Это генератор
идей, критик и эрудит. Данная
125
 
ролевая триада составляет ядро ролевой системы и выражает "единство традиций и новаторства
соответственно потребности общества в сохранении, приращении и критике знаний о реальности"
(Ярошевский, 1982, с. 41).
Генератор идей - автор многих интеллектуальных начинаний, продуцирующий до этого
неизвестные или не воспринятые ранее коллективом знания. Генерирование нового знания он
склонен рассматривать как доминанту своего поведения в научной группе. Увлекается новыми,
порой кажущимися фантастическими идеями, испытывает потребность в критике коллег.
Своеобразная отрешенность, погруженность в предмет исследований создает для генератора
зачастую затруднения в межличностных отношениях, в контактах с окружающими.
Критик - ученый, строгий в оценках, проявляющий повышенную требовательность к качеству
научных исследований, новизне идей, логичности выводов и обобщений, точности научных
определений, чистоте эксперимента. В своей группе он ориентирован в основном на оценочную
деятельность, которая является доминантой его поведения. Образно говоря, научный судья в
малой группе, но в отличие от внешнего эксперта, который должен быть беспристрастным, критик
- судья пристрастный, заинтересованный в успешной реализации исследовательской программы
группы, членом которой он является.
Эрудит - наиболее образованный, разносторонний ученый, к которому постоянно и наиболее часто
обращаются за научной информацией. Такой ученый обладает особым умением и интуицией в
работе с литературными источниками, в поиске необходимой информации, умеет
квалифицированно делать аналитические обзоры по проблеме. Свободно, лучше других
ориентируется в информационном предметном поле, постоянно стремится к расширению и
обогащению своего концептуально-понятийного словаря (Булат, 1982).
Это так называемое ядро "ролевого ансамбля" в ходе эмпирических исследований, проведенных Е.
Н. Емельяновым, было дополнено новыми типами ролей (Белкин, Иванов, Емельянов, 1987). В
целом, включая описанную ролевую триаду, им было выделено 8 основных типов научно-
социальных ролей, характеризующих разделение функций в групповом взаимодействии: 1)
генераторы; 2) критики; 3) эрудиты; 4) мастера - специалисты в конкретных областях и этапах
совместной деятельности; 5) коммуникаторы, налаживающие и поддерживающие групповое
общение; 6) организаторы деятельности; 7) исполнители; 8) роли, описывающие преимущественно
личностные особенности, стиль поведения человека в малой группе (например, "демагог").
126
 
Системность и динамизм ролевого поведения обусловливает необходимость выполнения одним и
тем же сотрудником различных научных ролей в группе. Не все роли выполняются ученым в
равной мере эффективно. Это обусловливает возможность постановки вопроса о построении так
называемого ролевого профиля члена группы, гистограммы средневзвешенных (по экспертным
оценкам) значений эффективности выполнения индивидом различных ролей. Эмпирические
наблюдения в ряде НИИ, выполнявших "как фундаментальные, так и прикладные исследования,
показали, что наряду с учеными, ролевой профиль которых не имеет резко выраженных пиков и
которые одинаково способны выполнять многие научно-социальные роли, значительно чаще
диагностируются ученые с одним-двумя резко выраженными пиками. В соответствии с этими
пиками научный работник может быть определен как генератор, критик, коммуникатор и т. п.;
намного реже диагностируются ученые, сочетающие эти роли.
Степень выраженности ролевой специализации и ее связь с научной продуктивностью группы
изучалась Г. Н. Королевой. Ею получены так называемые коэффициенты ролевой
дифференциации. Данный коэффициент показывает, насколько роли в группе явно выражены по
сравнению с их средневзвешенными для группы значениями. Результаты эмпирических
исследований ролевых профилей научных работников показали, что в эффективно работающих
группах значительно большее число сотрудников демонстрируют ролевую
дифференцированность, т. е. в их ролевом профиле одна из научных ролей выражена достаточно
ярко (Карцев, 1982).
Возникает вопрос: существует ли ролевая дифференцированность в так называемых
Hosted by uCoz