Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
"беспрограммных" группах? Такая дифференцированность имеет место, ведь роль, которую
выполняет член группы, возникает не только на основе объективной необходимости в разделении
действий внутри группы, она отражает и личностно-психологические особенности научных
работников. Есть ученые, которые в любой группе будут проявлять себя как "генераторы идей"
или "критики", хотя и с разной степенью успешности. Классическим примером носителя роли
критика, обусловленной, в основном, особым личностным складом, был крупный физик П.
Эренфест. Коллеги высоки ценили его критический склад ума, способность мгновенно
нащупывать самые слабые места гипотезы, теории или эксперимента. Всюду, где требовался
острый критический анализ, Эренфест был незаменим, однако сам он очень страдал от своей
односторонности, поскольку, возможно, именно эта критичность не позволяла ему продуцировать
собственные гипотезы: они отбрасывались им же чуть ли не раньше,
127
чем генерировались. Другой выдающийся физик, А. Эйнштейн, вошел в историю науки прежде
всего как блестящий "генератор идей". Ярко выраженным носителем роли "генератора"
несомненно был отечественный ученый Ландау. Весьма редким и успешным "исполнителем"
ролевого ансамбля являлся крупный физик Иоффе, сочетавший в своем творчестве одновременно
и выразительно роли "генератора", "критика", "эрудита" и "организатора" (Иванов, Ярошевский,
1988). Но есть и такие примеры, когда один и тот же ученый, попадая в разные коллективы и
ситуации научного общения, оказывается в них в разных ролевых позициях. Это зависит от
характера проводимых исследований ("фундаментальных" или "прикладных"), сформированности
ролевого ансамбля группы, личностной способности научного работника успешно переключаться
с одной роли на другую. Поэтому не надо полагать, что функционально-ролевое разделение труда
- отличительная особенность лишь групп, работающих по совместной программе. Но в
"беспрограммных" коллективах это разделение в большей степени опосредовано
характеристиками личностей ученых, в него входящих, а не содержанием совместной
деятельности, а потому имеет свои особенности. Во-первых, у большинства сотрудников не
выявляется четко выраженного ролевого статуса в группе: ролевые профили, как правило,
"смазаны", не имеют характерных пиков. Это означает, что там, где не требуется постоянного
взаимодействия, активного научного общения, смысл ролевого разделения деятельности во
многом утрачивается. Во-вторых, в группе отсутствует ролевой ансамбль, т. е. система
взаимодополняющих ролей, а потому роли могут распределяться внутри коллектива
неравномерно: например, имеется несколько исполнителей или критиков и нет ни одного
генератора идей (Мошкова, 1996).
Как было показано в экспериментальных исследованиях ролевой структуры научных групп,
носители одних и тех же ролей плохо совместимы друг с другом; пожалуй, в меньшей степени это
относится к исполнителям, в большей - к генераторам идей. Наличие не однопорядковых, а,
напротив, различных научно-социальных ролей - одно из непременных условий продуктивности
научного общения и взаимопонимания в ходе совместной научной деятельности.
§ 4. Общение в малой группе
Специфика общения в науке обусловливается самой природой творческой деятельности -
неудовлетворенностью существующим уровнем научного познания и коллективными действия-
128
ми, направленными на его приращение. Научное познание и научное общение неразрывно
связаны. Наука - это постоянное столкновение идей, внутренний спор и спор прямой,
непосредственный. Без научного общения нет науки.
Процессу научного общения в малой группе присущи некоторые особенности, отличные от
общения на уровне больших научных групп. Научные контакты между членами малых групп
носят повседневный, регулярный характер, обусловленный реализацией общей программы.
Поскольку процесс ее выполнения осуществляется не по заданному алгоритму, а в условиях
имеющего вероятностную природу творческого поиска, то для любой из стадий ее разработки
характерны неформализуемые контакты между специалистами группы. В процессе научного
поиска, работая над своим фрагментом общей программы, каждый член группы сталкивается с
проблемными ситуациями, для разрешения которых уровень индивидуально-творческих
способностей и научной информированности отдельного ученого оказывается недостаточным.
Внутренний диалог, общение ученого с "самим собой" не всегда позволяет справиться с
|