Navigation bar
  Print document Start Previous page
 72 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
возникшей проблемной ситуацией. Это и обусловливает потребность ученого в научном общении,
в совместном поиске научной истины. "Истина не рождается и не находится в голове отдельного
человека, - отмечает М. М. Бахтин, - она рождается между людьми, совместно ищущими истину в
процессе их диалогического общения" Бахтин, 1980, с. 164).
Феномен научного общения в реальных научных коллективах специально анализировался в ходе
эмпирического исследования. Изучался, в частности, показатель интенсивности научного общения
в зависимости от вида программ. При этом сравнивались показатели интенсивности общения в
двух типах групп: работающих по общей программе и работающих разобщенно, по
индивидуальным программам.
В группах, где каждый из сотрудников работал по индивидуальным программам, так называемый
индекс интенсивности общения варьировал от 10 до 20%, а в некоторых группах научное общение
практически отсутствовало. В то же время в группах с единой программой реализовывалось от 30
до 50% возможных научных контактов. Здесь также изучался статус сотрудников в структуре
группового научного общения. При этом выявилось, что каждый исследователь занимает
позицию, которая характеризуется большей или меньшей степенью его включенности (по числу
научных контактов) в процесс научного общения. Самый высокий статус соответствует позиции,
которая на-
 
Q-1860
129
 
звана лидерской, а член группы, занимавший эту позицию, назван соответственно лидером
научного общения в группе. Как показал анализ эмпирических данных, лидером научного
общения в группе, работавшей по общей программе, являлся сотрудник, которого большинство
других членов группы воспринимало как автора программы. Притязания же кого-либо в группе, в
том числе и ее руководителя, на лидерство в научном общении не оказывают существенного
влияния на распределение позиций в структуре группового научного общения. Ключевая позиция
лидера дает ему возможность оказывать наибольшее воздействие на процесс научного общения в
группе, способствовать его интенсификации и в значительной степени продуктивности, т.е. влиять
на один из самых существенных аспектов групповой научной деятельности.
История науки свидетельствует, что процесс научного общения для определенной категории
ученых является не еще одним, дополнительным, а порой первостепенным источником научной
информации. Ярким представителем такой категории ученых, несомненно, является
отечественный ученый, лауреат Нобелевской премии Л. Д. Ландау. Его постоянный научный
контакт со множеством коллег был также и источником знаний. Своеобразная черта его стиля
работы состояла в том, что он уже i с давних времен - еще с харьковских лет - почти не читал сам
научных статей или книг. Тем не менее он был всегда в курсе всего нового в физике. Знание
приходило к нему из многочисленных дискуссий, из докладов на руководимом им семинаре.
Ландау выработал крайне своеобразный процесс исследования, основная особенность которого
заложена в том обстоятельстве, что трудно отделить собственную работу Ландау от работы его
ближайших коллег. Все книги Ландау, а также большинство его статей были написаны в
соавторстве. Касаясь взаимоотношений со своими соавторами и учениками, Ландау как-то сказал
со свойственной ему образностью: "Некоторые говорят, что я граблю своих учеников. Некоторые -
что ученики грабят меня. Правильно было бы сказать, что у нас происходит взаимный грабеж"
(Лившиц, 1971). Добавим, что самой обогатившейся стороной такого "научного грабежа"
оказалась физическая наука.
§ 5. Взаимопонимание в малой группе
В малой группе складываются сложные отношения между участниками совместного труда, смысл
и результат которого определяется исследовательской программой. Каждый из них до включения
в совместную деятельность освоил определенный способ
130
 
научного мышления и приемы общения. В то же время у него имеются собственные интересы,
собственные научные ориентации. Включение в общий контекст сталкивает с необходимостью
соотнесения этого образа мыслей, интересов и ориентации с психологическими особенностями
коллег. Как показывают исторический опыт и современная практика, достижение нужного для
Hosted by uCoz