Navigation bar
  Print document Start Previous page
 78 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
значимыми научными достижениями в разрабатываемой коллективом области исследований,
освоить тот теоретический подход, с позиций которого ведутся исследования в коллективе,
ознакомиться с комплексом экспериментальных методик и обрести навыки их практического
использования, научиться специфике оформления научных публикаций и т. п. Иными словами, он
должен понять и усвоить сложившиеся нормы познавательного процесса в конкретной области
науки.
Требование адаптации молодого ученого к нормам познавательного процесса, казалось бы,
противоречит тому известному факту, что ряд крупных открытий совершен учеными, только
начинавшими свой путь в науке. Но это противоречие возникает лишь в том случае, если под
адаптацией понимать слепое, некритическое усвоение норм и установок научной деятельности.
Это - малопродуктивная форма адаптации, ведущая к научному конформизму. Молодые авторы
крупных открытий вовсе не были исследователями, творчество которых (включая Макло-рена,
Гаусса и др.) складывалось вне нормативной познавательной структуры. Чтобы осознать ее
ограниченность, они должны были усвоить эту структуру, без чего добиться в науке значительных
результатов невозможно. Вероятно, множество людей в мире наблюдают явления, которые могли
бы привести к научным открытиям, но не приводят, поскольку они не обладают соответствующей
познавательной структурой (Зиневич и др., 1977).
Процесс адаптации предполагает последовательное восхождение по ступенькам
профессионального роста: освоение навыков работы технического сотрудника - участие в
исследовательской работе в качестве ассистента или молодого коллеги - проведение
самостоятельных исследований. Убедительным критерием успешной адаптации является
обретение молодым ученым навыков самостоятельного исследователя, т. е. способности без
внешней подсказки самостоятельно "нащупывать" проблемы и намечать пути их исследования.
Академик Н. Н. Семенов, Нобелевский лауреат, писал, что при воспитании молодежи,
начинающей научную работу, самое важное - последовательное и неуклонное развитие у нее
инициативы и самостоятельности. Необходимо, чтобы молодежь до многого доходила сама,
изыскивая свои, пусть еще не лучшие,
140
 
но самостоятельные решения. Это, после первых неуверенных шагов, дает возможность молодым
ученым почувствовать свою силу, свою способность, хоть и с трудом, но уже самостоятельно
шагать в науке (Семенов, 1969).
Следует отметить, что способность молодого ученого к самостоятельным шагам в науке
невозможна без формирования более или менее выраженного ролевого профиля, т. е.
представленности в познавательной структуре его мышления ролевой триады ("генератор",
"критик", "эрудит"). Моделирование процесса их агрегации, взаимопорождения чаще всего
происходит по следующей схеме.
Сначала идет процесс обычного, пассивного освоения знаний путем ознакомления с научными
позициями, точками зрения, изложенными в литературе или научном семинаре. Идет процесс
накопления, информационного насыщения познавательной потребности начинающего
исследователя. По мере роста эрудированности новичок обретает некоторую внутреннюю
уверенность, которая снимает спонтанно возникающие сомнения в правильности выбора им своей
профессии. На начальном этапе адаптации это имеет важное значение, поскольку она укрепляет
еще "не устоявшуюся", новую для него установку к научному познанию. Затем, на последующем
этапе адаптации, пассивное усвоение обогащается активным, критическим осмыслением точек
зрения коллег. Другими словами, роль "эрудита" дополняется ролью "критика". Наряду с этим
процессом идет поиск и вызревание у молодого ученого собственных представлений, генерация
новых идей и путей их реализации. Сформировавшаяся роль "генератора" достраивает ролевую
триаду молодого исследователя. Здесь каждая последующая роль не вытесняет, а агрегируется с
другими ролями по схеме: "эрудит" -"эрудит-критик" - "эрудит-критик-генератор".
И все же предметная адаптация, как отмечается в работах исследователей, не порождает сильных
стрессовых состояний, поскольку она в значительной степени является продолжением,
конкретизацией тех общих познавательных форм, которые осваиваются в высшей школе. Иначе
обстоит дело с адаптацией социальной. Неотработанная организация процесса введения неофита в
социальную систему научного коллектива является главной причиной того ущерба, который несут
научное сообщество и молодой специалист от долголетней и нередко деформированной
адаптации. Именно здесь скрыты корни того явления, которое вызывает тревогу организаторов
Hosted by uCoz