Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
науки - потеря частью молодых работников мотивации к активному научному труду, интереса к
творческому поиску. В эмпирических исследованиях
141
выявлены некоторые критические стадии социальной адаптации молодых работников в науке -
стадии, на которых могут зарождаться причины будущего ослабления мотивационной
напряженности. Начальной стадией социальной адаптации является профориентация молодых
людей, их информирование о том, что представляет собой социально-организационная система
современного НИИ - того типа учреждения, где им с наибольшей вероятностью придется
работать. Откуда черпает молодой человек сведения о человеческих отношениях, об укладе той
профессиональной деятельности, к которой он стремится? Для него основным источником
информации о внутренней жизни науки служит мемуарная и биографическая литература. Но она
освещает становление выдающихся ученых, которые включились в исследовательскую
деятельность не в условиях современных НИИ, а в кардинально иных организационных и
социально-психологических условиях. У молодых специалистов нередко возникает резкое
расхождение между теми представлениями о характере научного труда, которые сложились у них
до начала работы в научной организации, и реальной деятельностью в коллективе лаборатории.
При интервьюировании они чаще всего высказывали следующие суждения: "Предполагал, что
будет больше самостоятельности в выборе научных тем и методов", "Считал, что не будет так
много чернового однообразного труда" (Белкин, Иванов, Емельянов, 1987, с. 152).
О научном творчестве как исключительно сложном виде профессиональной деятельности
писалось много. В частности, академик В. А. Энгельгардт отмечал, что в труде ученого много
"упорной, длительной, часто однообразной работы, разочарований, обманутых надежд и
ожиданий, непрестанного преодоления трудностей и неожиданных препятствий, возникающих
одно за другим" (Энгельгардт, 1969, с. 69). Это может быть понято молодым исследователем лишь
в ходе практической деятельности и во взаимодействии с коллегами. Деятельность начинающего
исследователя в качестве члена коллектива предполагает овладение рядом творческих навыков,
"технологией" научного познания, которые могут приобретаться только в общении с
руководителем и сотрудниками научного коллектива. Этот феномен получил в литературе
название "личной научной школы". Существование такой школы обусловлено важной ролью
неформализуемых компонентов научной деятельности. Эти компоненты в разной степени
присутствуют во всех видах научной деятельности, включая приемы обращения с
экспериментальной аппаратурой и работы с литературой. Однако главное значение "личной
научной школы" заключается том, что под нача-
142
лом руководителя молодой специалист осваивает его исследовательскую манеру, стиль мышления
и таким образом приобщается к научной традиции. Благодаря общению с руководителем и
членами научного коллектива молодой ученый не только приобретает знания, но и овладевает
способами их получения. О значении "личной научной школы" можно судить по факту, который
приводит американский исследователь Э. Радд: из 55 обследованных им лауреатов Нобелевской
премии, живущих в США, 34 работали в молодости под руководством Нобелевских лауреатов
предшествующего поколения (Основы науковедения, 1985).
Глава 4. Групповая дезинтеграция и миграционная активность ученых'
Малая группа, подобно любому социальному организму, не только возникает и развивается, но и
распадается и деградирует. Очевидно, что факторы, обусловливающие интеграцию членов
группы, также ответственны и за ее дезинтеграцию. Здесь действуют одни и те же
закономерности. В анализе этих закономерностей феномен дезинтеграции группы представляется
не менее значимым, чем ее возникновение. Это в полной мере относится к анализу групповой
научной деятельности. Исследовательская программа, являющаяся стержнем совместной
деятельности, не может существовать сколь угодно долго. Рано или поздно, в силу разных
обстоятельств, дезинтеграция совместной деятельности по программе становится реальностью,
хотя сама малая группа как организационная единица (структура группы, ее руководитель,
материальное обеспечение группы и т. д.) может оставаться неизменной. Поскольку члены группы
более не скреплены общей предметной деятельностью, каждый из них вынужден строить свою
деятельность по индивидуальной программе. Но в этом случае утрачивается главное -
преимущества коллективной научной деятельности.
|