Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
§ 1. Факторы групповой дезинтеграции
Какие же факторы могут способствовать дезинтеграции коллективной научной деятельности? С
позиций трехаспектности (Ярошевский, 1973) ими могут быть предметно-логические, личностные
и социальные факторы. Конечно, дезинтеграционное
' Раздел подготовлен совместно с Н. С. Агамовой.
143
воздействие этих факторов в отдельности, в "чистом" виде вычленить невозможно. Они
проявляются по-разному, в различных "комбинациях" в зависимости от конкретной ситуации.
Предметные факторы. К ним относятся: во-первых, исчерпанность программы, т. е. когда
первоначально намеченная цель программы достигнута, проблема решена полностью или в какой-
то ее части; во-вторых, программа не исчерпана, но проблема, "под которую" она формировалась,
уже не является актуальной для ее инициаторов (например, для руководителя группы либо группы
в целом); в-третьих, проблема по-прежнему остается актуальной, но потенциал первоначально
созданной программы, как показало время, оказался малопродуктивным. Конкретный пример из
истории психологии приводит М. Г. Ярошевский. Если, отмечает автор, в 70-х годах прошлого
века теоретическая программа В. Вундта являлась главной в исследовании проблематики
экспериментальной психологии, то уже в 80-х годах стало очевидным, что потенциал его
программы оказался недостаточным для продуктивной разработки актуальной психологической
проблематики того периода. Совместная деятельность Вундта и его сподвижников по прежней
программе утратила перспективность (Ярошевский, 1977).
Личностные факторы. Дезинтеграция совместной деятельности в группе может быть вызвана: во-
первых, тем, что лидер или ведущие специалисты группы более не имеют мотивов работать по
прежней программе и переключились на разработку иной проблемы, наиболее значимой,
личностно-приоритетной; во-вторых, малые группы типа научных школ могут распасться также в
случае, "если создатель школы из-за закостенелости своих методов и догматичности своих
поучений сам препятствует научному успеху, на путь к которому он когда-то ее направил"
(Гернек, 1977, с. 262).
Социальные факторы. С позиций трехаспектности для понимания причин дезинтеграции
совместной деятельности важен анализ не только внутригрупповых (характер программы,
поведение лидеров), но и внегрупповых, макросоциальных факторов. Как свидетельствует опыт
современной российской науки, в условиях стабильного общества влияние макросоциальных
факторов на внутригрупповые процессы проявляется не столь очевидно, тогда как в условиях
радикальных социально-экономических преобразований (т. е. нестабильного общества) роль
указанных факторов резко возрастает, затрагивая все уровни организации научного сообщества, в
том числе и уровень деятельности малых групп. К этому наиболее чувствительны малые группы в
области естественных наук, продуктивность деятельности
144
которых напрямую зависит от качественного и дорогостоящего научно-экспериментального
оборудования. А их приобретение - все еще забота государственных структур. Представления о
том, что частный рыночный сектор частично возьмет на себя государственные расходы на науку,
пока не оправдываются. Роль государства в обеспечении научных исследований не только не
пошла на убыль, а напротив, еще более возросла. Если в 1988- 1989 гг. из госбюджета
покрывалось около 80% общих затрат на исследования и разработки, то в 1991 г. цифра поднялась
до 95%1. На долю рыночного (частного) сектора приходится менее 1,5% затрат на науку (Лахтин,
Кулагин, Корепанов, 1995).
Уровень же государственных ассигнований на науку за последние годы сократился в 5 раз, а на
закупку научно-экспериментального оборудования - в 10 раз. Хотя научно-экспериментальная
аппаратура - это понятие сугубо техническое, но оно тем не менее выступает в роли
коллективообразующего фактора, поскольку является одним из важнейших средств реализации
исследовательской программы на уровне малой группы. В современных условиях уже
недостаточно выявить лидера с перспективной программой и командой единомышленников,
способных и готовых ее реализовать. Отсутствие третьей компоненты - высококлассной научной
аппаратуры - серьезный барьер на пути формирования коллективной научной деятельности в
естественнонаучных дисциплинах (физике, биологии, химии и др.).
Таким образом, развитие неблагоприятных процессов на макроуровне оказывает прямое
|