Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
маршруте, которым он следует на карте науки.
Ю. Гарфилд обратил внимание научной общественности на тот факт, что анализ цитируемости
может привлечь внимание к статьям, которые внезапно были открыты или переоткрыты через
несколько лет. Можно привести множество примеров важных открытий, которые имели малое
воздействие на современные исследования. Широко известно, например, что значение работы
Менделя не было замечено свыше 30 лет. Нобелевская
152
премия по медицине была присуждена П. Роусу в 1966 г. за исследование вируса рака,
получившего название "саркома Роу-са", который открыл этот вирус в 1909 г., и только после
того, как вирус лейкемии был изолирован в 1951 г., работа Роуса была по достоинству оценена.
Историки и социологи могут изучать научное сопротивление на примерах отсроченного
признания статей, выявленных анализом сетей цитирования.
Вместе с тем широкое поле открывается перед историками в плане объективного, а не "на глазок"
изучения взаимодействия на большом историческом пробеге той роли, которую играют в
современной динамике знаний научные традиции и идеи, в том числе традиции, сложившиеся на
определенной социокультурной почве. Приведем в качестве примера ответ на вопрос о "весе" в
современных исследованиях вклада русской физиолого-пси-хологической школы в мировую
науку. Для этого можно использовать такой показатель, как частота ссылок на работы создателей
этой школы И. М Сеченова и И. П. Павлова в публикациях современных западных
исследователей. По данным Ю. Гар-филда, в среднем один современный ученый цитируется около
восьми раз. Цитируемость Нобелевских лауреатов в 70-х годах была в среднем около 150 раз. В
опубликованном Ю. Гарфилдом списке наиболее цитируемых статей по интересующей нас
тематике физиологической психологии и поведения животных цитируемость работ за период
1961-1973 гг. достигала 350 раз. На работы И. П. Павлова за период 1970-1979 гг. было сделано
1362 ссылки, на работы И. М. Сеченова - свыше 1200 ссылок. Выпущенные ИНИ кумулятивные
Индексы Цитирования по гуманитарным и общественным наукам на лазерных дисках - SCCI-CDR
за период 1980-1990 гг. позволили взглянуть на данные цитирования И. П. Павлова и Л. С.
Выготского. Работы И. П. Павлова были процитированы более 900 раз и работы Л. С. Выготского
- более 800 раз. Иначе говоря, цитируемость их работ в публикациях, отражающих исследования,
ведущиеся в современных лабораториях и центрах, идет приблизительно на уровне цитирования
современных лауреатов Нобелевской премии. Это ли не показатель активного включения идей
наших классиков в творчество на переднем крае мировой науки? Феномен влияния русской
психологической школы на современное научное сообщество заслуживает особого исследования.
Дальнейшее развитие информационной технологии позволило составлять карты науки, выделять
группы высокоцитируемых, взаимосвязанных статей, образующих так называемые кластеры.
Методика их создания была разработана одновременно в нашей стране и в ИНИ США.
153
Первый этап отбора материала для включения в кластер основан на допущении, что в
высокоцитируемых статьях вводятся или обсуждаются важные понятия или методы. Отбираются
статьи, цитируемые определенное число раз, например не менее 15 раз. Это дает возможность
ежегодно выявлять группу статей (свыше 25 тысяч), которые рассматриваются как наиболее
важные для ученых всего мира. На следующем этапе определяется, какие из этих
высокоцитируемых статей связаны социтированием, т. е. цитируются попарно одновременно в
разных статьях. Считается, что статьи, которые часто цитируются совместно, должны обсуждать
близкие или сходные понятия или методы. Если мы соединим все высокоцитируемые статьи
связями соци-тирования, а затем сотрем слабые связи, не достигающие некоторого порога, то и
получим группу, "пучок", "гроздь" наиболее связанных статей, или кластер. Специалисты
присваивают кластеру название на основе заглавий текущей литературы, цитирующей кластер.
Очевидно, что появление компьютерных "карт науки" - важное событие в условиях перехода
науки на интенсивный путь развития. Ведь от быстрой и адекватной ориентации в картине
движения идей в мировой науке зависит направленность локальных исследовательских усилий.
Кластеры могут изменяться очень быстро. Так, например, развитие химии идет такими
стремительными темпами, что приходится создавать кластеры еженедельно. Данные этой новой
информационной технологии уже теперь требуют от исследователей (в особенности от
организаторов науки) психологической перестройки, освоения непривычных понятий и навыков.
|