Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Это тем более важно, что компьютерный анализ цитирования - только инструмент и подобно
любому инструменту может быть различно использован. Нож в руках столяра, бандита и повара -
это не одно и то же орудие.
Частота цитирования - это далеко не однозначный показатель как применительно к научному
направлению, так и к отдельному ученому. По справедливому замечанию Б. Кронина,
"цитирование - это индивидуальный процесс, а результат этого процесса имеет огромное значение
в сфере науки". Будучи индивидуальным решением, указание на научный результат (публикацию)
другого ученого выражает особенности мотивации того, кто на него ссылается. Изучение мотивов
цитирования предпринято рядом западных ученых, обративших внимание на различные виды этих
мотивов. Автор знает, какие работы престижны среди коллег, и цитирует именно их. Важнейшей,
как показали социально-психологические исследования Т. Брукса, явля
154
ется мотивация убеждения - автор "шарит по литературе", чтобы убедиться в правоте своей точки
зрения.
Ссылка фиксирует круг общения ученого. Но он может быть и оппонентным кругом, т. е.
включать исследователей, с которыми автор полемизирует, подвергает критике их идеи и факты,
противопоставляя им собственные. Эта полемика также влияет на цитат-поведение, притом не
всегда в открытой форме. Ученый может умолчать об использованной им публикации, поскольку
не приемлет ее автора.
В цитат-поведений могут возникнуть некие ритуальные моменты, отражающие не столько
реальные научные связи, сколько особую мотивацию, порожденную ситуацией в макросоциуме,
где "поклоны" в адрес отдельных персон выражают стремление заслужить их благосклонность, в
особенности если эти персоны занимают административные посты в учреждениях, журналах,
являются членами ученых советов и т. п.
Казалось бы, компьютер сам по себе, снимая налет субъективности, способен оценить истинный
вклад ученого. В действительности же, выявляя связи, ускользающие от отдельных экспертов,
компьютер дает и материал для более адекватной оценки вклада. Сама же оценка предполагает
построение субъектом соответствующего Образа открытия, раскрытие его предметно-смыслового
значения, работу психического аппарата, который обогащается данными компьютера, но не может
быть заменен им в принципе.
Говоря о компьютерной грамотности, заметим, что она, подобно нашей обычной грамотности,
требует умений не только читать, в частности вычитывать по компьютерным картам науки
состояние и динамику исследований, но и писать - составлять научный текст таким образом,
чтобы он обогащал, а не засорял память науки. О ритуальном цитат-поведений, препятствующем
адекватной оценке научных вкладов, мы уже говорили. Каждый ученый, включая в текст
публикации чье-то имя, должен иметь в виду, что компьютер будет индексировать это имя, ничего
не зная о симпатиях, антипатиях и других скрытых ненаучных мотивах автора источника. При
каждом акте цитирования ученый, учитывая приобретенную отныне благодаря новой
информационной технологии неведомую прежним временам социальную значимость этого акта,
должен действовать столь же ответственно, как и при представлении на суд сообщества своих
научных результатов. Требуется высоконравственное отношение к любой вносимой в текст
ссылке на другой источник, на другого автора, ибо она будет подсчитана компьютером при
составлении "карты науки", на которую в дальнейшем смогут ориенти-
155
роваться другие исследователи и организаторы науки, подобно тому как они опираются сейчас на
данные экспериментов и теоретические выкладки других ученых.
Адекватность цитирования должна подлежать столь же жесткому контролю со стороны научного
сообщества, как и все другие феномены исследовательской практики.
Выработка навыков высоконравственного и адекватного цитат-поведения - только один момент в
общей компьютерной грамотности ученого, осуществляющего информационную деятельность. Не
менее важными являются навыки построения научных текстов под углом зрения их доступности
для формализации средствами информатики. Выработка этих навыков, как и любых других,
требует их специального психологического анализа с целью подготовки практических конкретных
рекомендаций, подобных тем, которые созданы психологией применительно к обучению обычной
грамоте.
|