Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Прогресс информационной технологии открывает новые перспективы компьютерного анализа
научных текстов. Предсказывается, что в ближайшее десятилетие объектом такого анализа станет
не только ссылочный аппарат, но и полный текст, что позволит сопоставлять публикации по их
содержанию и тем самым, прослеживать динамику понятий. Это предсказание приобретет
реальность с появлением машины, способной распознавать образы.
Кластеры строит машина, но понять и использовать их способен только субъект научной
деятельности с его когнитивно-мотивационным аппаратом. Научное знание об этом аппарате
можно почерпнуть только в психологии. От ее способности освоить в своих собственных
категориях закономерности и механизмы поведения человека в информационной среде зависит
эффективное использование новой технологии. Стремительные успехи этой технологии уже
теперь дают основание некоторым авторам утверждать, что мы на пороге эры, когда все больший
вес будет приобретать бесписьменная наука.
156
 
Часть III. Личность ученого
Глава 1. Интеллектуальные способности в структуре личности ученого
§ 1. Интеллект и научное творчество
С давних времен и вплоть до недавнего времени отношение "простых людей" к "людям ученым"
было отмечено особой печатью. Их воспринимали как связанных то ли с Богом, то ли с дьяволом,
но в любом случае странных и, возможно, опасных. На них смотрели с надеждой, их
превозносили, восхищались их открытиями, переворачивавшими старые представления о мире, да
и сам мир, но на них же и возлагали ответственность за многие беды, подозревали в колдовстве и
мошенничестве и, в общем, не слишком любили.
К счастью, времена эти отошли в прошлое, однако отголоски такого представления об ученых
продолжают жить в обыденном сознании и сейчас.
Психология науки должна была беспристрастно разобраться со многими мифами, сложившимися
вокруг науки и ученых, и в частности с мифом об ученом как о человеке избранном, наделенном
особым даром, не таком, как все. И она действительно проявила большой интерес к
психологическому облику и внутреннему миру ученых, посвятив именно этой проблематике свои
первые исследования, хотя, возможно, и сама не смогла полностью избежать влияния
сложившихся в отношении ученых предрассудков.
Подавляющее большинство исследований о человеке науки имеет в своей основе единую схему.
Она опирается на несколько допущений: 1) главное из них состоит в том, что ученые обладают
некоторыми сходными психологическими особенностями, которые специфичны для них и
отличают их от представителей всех прочих видов занятий; 2) эти особенности необходимы для
успешной научной деятельности и являются причиной высоких достижений в науке; 3) более и
менее продуктивные ученые отличаются между собой по степени развития у них эти свойств.
157
 
Значит, задача состоит в том, чтобы с достаточной степенью надежности определить
психологические особенности, характерные для представителей научной деятельности, и в
дальнейшем использовать эти показатели для раннего отбора будущих ученых, диагностики
наиболее перспективных исследователей и других практических целей. При этом моделью,
основным объектом исследования, конечно же, должны стать незаурядные ученые, внесшие
ощутимый вклад в развитие науки. Такова, в общих чертах, была логика подхода к изучению
творческой личности, длительное время преобладавшая в психологии науки.
Необходимо было понять, в пространстве каких психологических феноменов следует искать
отличительные черты людей науки. Уже первые исследования, относящиеся к психологии науки,
обозначили основные направления, в которых велся этот поиск.
Прежде всего взоры исследователей обратились к изучению мыслительных процессов, с помощью
которых ученые делают изобретения, получают нетривиальные научные результаты. Творческий
характер работы ученого, который ни у кого не вызывает сомнения, с давних пор связывался с
особым - творческим - способом мышления, принципиально отличным от "обычного" мышления и
позволяющим в силу своей специфической природы добиваться поразительных результатов в
познавательной деятельности.
Но процесс мышления представляет собой реализацию имеющихся у человека умственных
способностей. Следовательно, логично было обратиться к изучению "первоисточника"
Hosted by uCoz