Navigation bar
  Print document Start Previous page
 89 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
диагностики способностей к научному творчеству и отбора наиболее перспективных молодых
людей для работы на поприще науки. Поначалу изучение зависимости между развитием
интеллекта и способностями к научному творчеству шло следующим образом: прослеживалась
взаимосвязь между показателями, продемонстрированными в тестах интеллекта, и реальными
успехами в научной деятельности.
Крупномасштабное исследование такого рода было предпринято Л. Терменом (Тегтап, 1916),
который известен прежде всего как "автор" коэффициента интеллектуальности (КИ или IQ),
понимаемого как отношение между умственным (полученным в тестах) и фактическим
(хронологическим) возрастом. Была проделана колоссальная работа по тестовому обследованию
почти 3 тысяч детей в возрасте от 2 до 18 лет. У части из них были выявлены показатели
интеллекта, превышавшие статистическую норму. Казалось бы, именно из числа этих детей и
должно было впоследствии вырасти множество выдающихся деятелей в разных областях.
Дабы проверить это, Термен с сотрудниками в течение нескольких десятилетий наблюдали за
судьбой полутора тысяч человек, проявивших себя в тестах как особо одаренные. Оказалось, что
хотя высокий уровень интеллекта, выявленный с помощью тестов в школьном возрасте,
сохраняется в течение всей жизни, он не является прогностичным в отношении будущих
достижений, в том числе и в науке. Иными словами, ни один из этих детей, став взрослым, не внес
заметного вклада в науку, искусство или политику, ни один из них не оставил свое имя в истории
своей страны или хотя бы в выбранной им сфере деятельности (Тегтап, Oden, 1947; 1959).
160
 
В середине 20-х годов сотрудница Термена К. Кокс, используя материалы биографий 300
выдающихся ученых, показала, что уже в раннем возрасте будущие гении намного превосходили
сверстников по уровню интеллекта (имели высокий коэффициент интеллектуальности) (Сох,
1926). Однако главный вывод, сделанный Кокс, состоял в том, что умеренно высокий уровень
интеллектуальных способностей, соединенный с необыкновенным упорством, позволит достичь
большего, чем самые блестящие способности, соединенные с несколько меньшей настойчивостью.
И хотя в дальнейшем ее результаты подвергались серьезной критике, этот вывод неизменно
подтверждался: высокий КИ, демонстрируемый в детском возрасте, является лишь предпосылкой,
а отнюдь не гарантией экстраординарных научных достижений.
Еще менее перспективным оказалось изучение зависимости между академической успеваемостью
выдающихся ученых и их последующей научной продуктивностью. В сущности это направление
исследований заранее было обречено на провал. Ведь даже если на статистически значимом
материале было бы установлено наличие корреляции между этими показателями, то в каждом
конкретном случае риск ошибиться и "просмотреть" будущего гения оставался бы слишком велик,
чему есть немало примеров из истории науки. Достаточно вспомнить А. Эйнштейна, чьи
способности в гимназические годы оценивались как весьма посредственные и который был
исключен из учебного заведения за неуспеваемость по математике; или Н. Е. Жуковского,
который и в школьные, и в студенческие годы учился с большим трудом, проваливал экзамены,
оставлял на время учебу в институте, и которому никто в те годы не осмелился бы предсказать
известность и славу в науке.
Уже первыми работами в этой области с большой степенью достоверности было
продемонстрировано отсутствие однозначной зависимости между уровнем развития интеллекта и
эффективностью в науке. Тем не менее вплоть до 70-х годов исследователи научного творчества
все еще пытались найти взаимосвязь между коэффициентом интеллектуальности и творческими
способностями.
§ 3. Тесты творческих способностей и результативность научного творчества
Позже, когда в структуре интеллекта стали выделять особый фактор способности к научному
творчеству и разрабатывать про-
 
o] o) -1860
161
 
цедуры его измерения, получило распространение сравнение общего КИ с показателями
творческих способностей, а последних - с успешностью в научной деятельности. Однако и в
теоретическом, и в методологическом плане с проблемой творческих способностей дело обстояло
Hosted by uCoz