Navigation bar
  Print document Start Previous page
 96 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
возможен только при условии высокого развития всех этих характеристик.
II. (Ban-on, 1969):
1) наблюдательность, отсутствие склонности к самообману;
2) чувствительность к той части истины, которую другие обычно не замечают;
3) умение взглянуть на объекты и явления по-своему, с необычной стороны;
4) независимость в суждениях, высокая ценность ясного, четкого знания и готовность прилагать
усилия ради его получения;
5) высокая мотивация, направленная на приобретение таких знаний;
6) высокие врожденные умственные способности;
7) мощные половые побуждения, основанные на большой жизненной силе и высокой нервной
восприимчивости;
8) богатство внутреннего и внешнего мира, склонность к сложной жизни и напряженным
ситуациям;
9) высокая готовность к восприятию своих подсознательных мотивов, фантазий и т. п., внимание к
собственным побуждениям;
172
 
10) большая сила "Я", которая определяет широкий диапазон поведенческих реакций - и
разрушительных, и созидательных; творческая личность и более примитивна, и более
здравомысляща, и более сумасбродна, чем средний человек;
11) доброжелательность и открытость по отношению к внешнему миру; сильное "Я" может
позволить себе регрессию - спуск на более низкие уровни поведения, так как понимает, что оно в
любой момент может вернуться в состояние духовной зрелости;
12) предыдущая способность является условием объективной свободы личности, а творческий
потенциал есть прямая функция этой свободы. III. (Olah, 1987):
1) психологическая восприимчивость;
2) независимость;
3) гибкость;
4) уверенность в себе.
Другие авторы подчеркивали значимость для ученого таких качеств, как целеустремленность и
настойчивость; энергичность и трудолюбие; потребность в достижении; честолюбие и терпение;
вера в свои силы, смелость, независимость, открытость к
восприятию впечатлений.
Этот перечень можно было бы продолжать и продолжать, однако приведенные подробные списки
качеств уже, вероятно, дают возможность оценить и замысел, и характер выводов, получаемых в
подобных исследованиях. Всякий, кто захотел бы создать на основе этих данных законченный и
непротиворечивый портрет личности ученого, оказался бы в тупике.
Во-первых, количество свойственных творческому ученому качеств, выделенных разными
исследователями, очень велико. Если составить из них общий список, то окажется, что в нем
много не согласующихся, а то и противоречащих друг другу характеристик.
Во-вторых, выделяемые качества представляют самые разные стороны и уровни личности: среди
них есть интеллектуальные, мотивационные, характерологические. Однако они обычно
рассматриваются как рядоположенные, равнозначные, вне всякой иерархии. В таком случае
неясно, должен ли каждый продуктивный ученый непременно обладать всеми этими свойствами,
достаточно ли половины из них или нескольких наиболее важных...
В-третьих, в психологии, так же как и в обыденной жизни, нет строгости в употреблении понятий,
описывающих личностные характеристики. Поэтому, употребляя один и тот же тер-
173
 
мин, разные авторы порой вкладывают в него неодинаковый смысл, тогда как за разными
обозначениями зачастую скрывается одна и та же черта.
В-четвертых, за большинством перечисляемых качеств стоит не "элементарная черта", а
достаточно сложный феномен, природу которого не всегда просто понять, а тем более измерить
его экспериментально или в тестах. Например, по каким признакам должно оцениваться такое на
первый взгляд понятное качество, как увлеченность работой: по количеству времени, уделяемого
ей, по степени эмоциональности рассказов о ней, по месту в списке предпочитаемых занятий или
еще как-то?
Hosted by uCoz