Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
замкнутостью, предпочитают по несколько раз перепроверять свои результаты и выводы, любят
работать в одиночку, как правило, не имеют учеников и последователей.
Что же касается ученых, представляющих тип романтика, то их отличает способность к смелому
выдвижению гипотез, к целостному видению объектов и проблемных ситуаций. У них доминирует
не индукция, а интуиция, благодаря которой они "прозревают" результат без предшествующего
дотошного анализа. Романтики эмоциональные, общительные, они не любят долго заниматься
одной и той же проблемой и теряют интерес к ней, как только она решена в общих чертах. Они
оказывают сильное и непосредственное влияние на современников, обожают возиться с
учениками и часто создают собственные школы. Романтик творит "скоро и много", работу же
классика можно охарактеризовать словами известного математика Гаусса - "немногое, но зрелое".
Ученые различаются и по манере общения. Этот личностный аспект является весьма
существенным с точки зрения создания ученым своей школы. Романтики общительны, являются
блестящими педагогами, собирают вокруг себя молодежь, которую способны увлечь идеями,
обещающими революционизировать науку. Что же касается классиков, то они, как правило,
замкнуты, по своему темпераменту флегматичны и научные школы не создают. Тем самым мир
науки виделся Оствальду "двухполюсным". Между "полюсами" размещались "средние типы".
Будучи естествоиспытателем, Оствальд не мог ограничиться описанием типов, их
феноменологией. Он полагал, что различие между классиками должно иметь естественные
причины в свойствах нервно-психической организации ученых. В качестве основного параметра
этой организации мыслительных процессов выделялась их скорость. Классики отличаются
медлительностью умственных процессов, романтики - быстротой.
После Оствальда свои представления о том, как членить ученых на различные по своим
психологическим характеристикам разряды, высказывали многие авторы. Они использовали
различные критерии. Для периода классической науки типичен принцип "двухполюсности". Так,
например, ученых делят на логистов, которые обходятся без наглядных образов, и интуитивистов,
прозревающих решение до того, как оно будет доказано
176
 
(таково мнение известного французского физика Луи де Бройля); на теоретиков и эмпириков и т.
п. Иногда применяется предложенная И. П. Павловым "двучленка", исходящая из различения в
высшей нервной деятельности двух сигнальных систем. Те, у кого превалирует первая сигнальная
система, передающая информацию в чувственно-образной форме, относятся к художественному
типу, тогда как господство второй, знаково-рече-вой сигнальной системы создает тип
"мыслителя".
"Идея различия между "художниками" и "мыслителями", - говорил И. П. Павлов, - подсказана
самой жизнью". И действительно, склонность одних людей к образному и целостному восприятию
вещей, других - к их анализу, логическому членению, абстрактной схематизации говорит о том,
что для двухчленной типологии имеются предпосылки в реальных психических свойствах людей,
в том числе и людей науки. Житейские наблюдения Павлов надеялся оправдать своей
физиологической гипотезой о двух категориях сигналов, поступающих в головной мозг.
Эта версия получила подкрепление с другой стороны. Было открыто различие в функциях левого
и правого полушарий. Это открытие относило различие между восприятием образной и
восприятием логической информации за счет так называемой функциональной асимметрии
полушарий головного мозга. Одно полушарие (правое) выступило в качестве носителя функций,
которые Павлов приписал "художественному типу", другое (левое) признано ответственным за
аналитическую рациональную работу индивида "мыслительного типа".
Конечно, в повседневных, обычных условиях полушария взаимодействуют, являются, говоря
словами одного журналиста, "пожизненными соавторами". Тем не менее возможность того, что у
различных лиц одно из них способно играть более влиятельную роль, давала основание
использовать это физиологическое открытие для объяснения индивидуальных различий в духе
дебройлевского разделения ученых на интуитивистов и логистов.
М. Киртон выделял среди ученых новаторов и адаптаторов. Новаторы, обладающие высоким
творческим потенциалом, способны генерировать большое количество продуктивных идей. Они
всегда немножко "бунтари", так как не боятся поколебать устои и бросить вызов сложившимся
традиционным взглядам на проблему.
Адаптаторы - это, скорее, исполнители, могущие довести до совершенства разработку выдвинутой
новатором идеи. Они любят систематизировать, классифицировать материал, вносить
Hosted by uCoz